В результате поэтапного кодирования речевого высказывания осуществляется процесс связи

Обновлено: 21.11.2024

помогает правильно ориентироваться в ситуации речевого общения.

Осуществляется понимание речи, ее планирование и контроль результата.

Механизм речевой памяти

Позволяет сохранять и активизировать знания и представления,

необходимые для осуществления речевой деятельности.

Включает функционирование долговременной речевой

памяти, хранящей представления:

– о предмете речи (событии, явлении, предмете, факте, о

– о способах и правилах речевого общения и поведения в различных ситуациях;

– о языковых нормах и правилах (стилистических, грамматических, орфоэпических, орфографических;

– о речевых и языковых единицах (тексте, предложении, словах, морфемах, слогах, фонемах).

В процессе речевого общения данные представления необходимо активизировать, что становится

возможным только в результате функционирования

кратковременной (оперативной) речевой памяти. В течение процессов порождения и восприятия речевого высказывания

она позволяет удерживать в памяти все составляющие

компоненты и свободно оперировать ими в целях

осуществления речевой коммуникации.

Механизм упреждающего анализа и синтеза

Процесс прогнозирования и выбора наиболее оптимальной стратегии речевой деятельности.

Так, в процессе общения говорящий воспринимает и оценивает ситуацию речевого общения, определяет, как она может измениться в результате его активности и выбирает наиболее приемлемый для себя вариант развития событий.

Далее говорящий выполняет речевые действия, которые, по его мнению, могут привести к запланированному желаемому результату.

Таким образом, в процессе речевой деятельности

осуществляется вероятностное прогнозирование, а речевые действия постоянно соотносятся с «моделью желаемого

будущего». Следует отметить, что данный механизм действует

как в отношении целого высказывания, так и его отдельных этапов.

1. Волосовец Т.В.; Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.

2.Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981

3.Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.;

4.Лурия А. Р.; Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.

5.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

Читайте также: