В результате поэтапного кодирования речевого высказывания осуществляется процесс связи
Обновлено: 04.11.2024
помогает правильно ориентироваться в ситуации речевого общения.
Осуществляется понимание речи, ее планирование и контроль результата.
Механизм речевой памяти
Позволяет сохранять и активизировать знания и представления,
необходимые для осуществления речевой деятельности.
Включает функционирование долговременной речевой
памяти, хранящей представления:
– о предмете речи (событии, явлении, предмете, факте, о
– о способах и правилах речевого общения и поведения в различных ситуациях;
– о языковых нормах и правилах (стилистических, грамматических, орфоэпических, орфографических;
– о речевых и языковых единицах (тексте, предложении, словах, морфемах, слогах, фонемах).
В процессе речевого общения данные представления необходимо активизировать, что становится
возможным только в результате функционирования
кратковременной (оперативной) речевой памяти. В течение процессов порождения и восприятия речевого высказывания
она позволяет удерживать в памяти все составляющие
компоненты и свободно оперировать ими в целях
осуществления речевой коммуникации.
Механизм упреждающего анализа и синтеза
Процесс прогнозирования и выбора наиболее оптимальной стратегии речевой деятельности.
Так, в процессе общения говорящий воспринимает и оценивает ситуацию речевого общения, определяет, как она может измениться в результате его активности и выбирает наиболее приемлемый для себя вариант развития событий.
Далее говорящий выполняет речевые действия, которые, по его мнению, могут привести к запланированному желаемому результату.
Таким образом, в процессе речевой деятельности
осуществляется вероятностное прогнозирование, а речевые действия постоянно соотносятся с «моделью желаемого
будущего». Следует отметить, что данный механизм действует
как в отношении целого высказывания, так и его отдельных этапов.
1. Волосовец Т.В.; Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
2.Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981
3.Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.;
4.Лурия А. Р.; Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
5.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
Читайте также: