В каком случае нужно включить в техническое задание фразу или эквивалент

Обновлено: 04.11.2024

Эквивалент товара по 44 ФЗ — это продукция, которая соответствует параметрам технического задания, но чей товарный знак отличается от того, который предполагает закупить заказчик.

Как 44-ФЗ регулирует товарные знаки

В законе о контрактной системе нет такого определения. Оно содержится в ст. 1477 Гражданского кодекса. Под ним понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. Т. к. контрактное законодательство базируется на гражданском, закрепим, что товарный знак по 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самой продукции, которое идентифицирует предмет госзакупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», но есть исключения.

Как 44-ФЗ регулирует эквивалентность товарному знаку

В ст. 33 указано, что, по 44-ФЗ, или эквивалент — это значит, что поставщик ориентируется на товарные знаки, которые прописал заказчик в техническом задании, но не обязан поставить продукцию с этим знаком.

Поставщики вправе подобрать и другую марку, если ТРУ полностью соответствует параметрам, которые прописал заказчик, — так называемые «эквивалентные показатели».

Фразу «или эквивалент» используют, чтобы максимально точно описать продукцию, которую хочет госзаказчик. Но обеспечивая конкуренцию на торгах, заказчики не ограничивают количество участников, прописывая конкретный товарный знак без возможности поставить аналог. Из этого правила есть исключения.

В контрактном законодательстве не написано, в чем разница аналога и эквивалента по 44 ФЗ. В статье 33 говорится только об эквиваленте и ни слова про аналог. Получается, что разница только в названии, а в контексте госзакупок эти понятия используют как синонимы.

Помимо производителя или марки, в документации прописывают:

  1. Знак обслуживания.
  2. Фирменное наименование.
  3. Патенты.
  4. Полезные модели.
  5. Промышленные образцы.

Готовим заявку с поставкой эквивалентов: наглядные примеры

Если заказчик использует понятие эквивалента в 44 ФЗ, то следуйте правилам:

  1. Если собираетесь поставить товарную марку, которую требует госзаказчик, то не заполняйте конкретные показатели. Достаточно простого согласия (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ).
  2. Планируете поставить аналог — заполняйте конкретные показатели. Товарный знак указывайте, если знаете его. Подробнее об этом — в статье «Инструкция по заполнению конкретных показателей товара».
  3. Не указывайте улучшенные показатели, которые выходят за рамки диапазона параметров заказчика. Замена продукции на улучшенную производится на этапе исполнения через дополнительное соглашение (ч. 7 ст. 95 закона о контрактной системе).

Например, в закупке на поставку шин пишут следующее: «шины Matador MP 92 235/70 R16 106T ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ (в количестве 16 штук)». Вот пример указания товарного знака в аукционной документации по 44-ФЗ.


А контракт заключают на поставку шин Foman (Goform) W705 235/70 R 16 106T — это эквивалент оборудования.


Готовим заявку с неэквивалентными товарами

Из правила про аналоги есть два исключения, они прописаны п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:

  1. Приобретаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует госзаказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, по правилам его эксплуатации, подходят только «родные» картриджи НР, а Epson не подойдет.
  2. Подписываете контракт на поставку (использование) товаров, которые совместимы с продукцией покупателя. Например, заказчик покупает лицензию и дистрибутив исключительно софта Kaspersky, т. к. программы других разработчиков вступают в конфликт с корпоративной схемой безопасности.

Вот примеры, что такое товарный знак по 44 ФЗ без возможности поставить эквивалент.


Указывают ли аналог в закупках по 223-ФЗ

В 223-ФЗ не написано, чем отличается аналог от эквивалента. В п. 3 ч. 6.1 ст. 3 этого закона указано, что если заказчик описывает объект закупки с указанием бренда, то он сопровождает его фразой про возможность поставить эквивалентный товар. Получается, что это синонимы в контексте закупок отдельными видами юридических лиц.

Из этого правила есть исключения. Не прописывайте возможность поставить аналог, если закупаете:

Читайте также: