В чем заключается замысел высказывания осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления

Обновлено: 22.11.2024

Процесс создания речи начинается с постановки вопросов: о чем я буду говорить? Кому я буду говорить? Зачем я буду говорить? Что я скажу? Оратор определяет стратегию будущего выступления – находит тему, анализирует особенности аудитории, определяет цель речи и формулирует тезис. Эти действия помогают создать замысел речи, определить направление будущего удара.

Даже небольшая речь, чтобы она было по-настоящему качественной, эффективной, требует разработки концепции. Концепция - сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции - не единовременный акт, требуется система последовательных интеллектуальных действий. Однако начинать нужно с определения предмета речи, темы и основной проблемы.

Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого- или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи - это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение.

Тема - это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения - в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема - это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки. Определяя тему своего выступления, оратор руководствуется следующими рекомендациями:

1. Тема должна быть интересной для оратора. Вряд ли оратор сможет увлечь аудиторию речью, если сам не «заражён» её идеями, если говорит «по обязанности».

2. Тема должна быть известной для оратора. Вряд ли оратор-мужчина сможет интересно рассказать о достижениях современной косметологии (если он не профессионал); вряд ли человек без специальной подготовки сможет объяснить другим теорию относительности.

3. Тема должна быть интересной и важной для аудитории. Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей.

Проблема - та мыслительная задача, которую определяет себе и которую так или иначе решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме - темой становится сама проблема.

Ясное и доступное изложение темы, проблемы, корректное их освещение в речи прямо связаны с грамотной разработкой концепции: она есть, как уже было отмечено, основа речи.

Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом:

1. Поиски своего видения предмета речи и темы.

2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.

3. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, ее изучение, «присвоение» накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой.

4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот; анализ и синтез «чужого» и «своего» - формирование позиции.

Выработать стратегию будущей речи поможет оратору и анализ предполагаемой аудитории. Какие аспекты темы следует затрагивать? Какие аргументы предпочесть? Какую композицию выбрать? На эти и многие другие вопросы оратор сможет ответить, если будет знать, кто будет его слушать, кого ему предстоит сделать своими единомышленниками.

Аристотель считал, что «слушатель и есть конечная цель всего». Слушатели, аудитория – это те, кому адресована речь. Это люди, обладающие определённым опытом, уровнем развития, взглядами, ценностями. Именно для них оратор отбирает содержание речи, слова и выражения для передачи смысла, эмоций и чувств, разрабатывает тактику доказательства. Речь на одну и ту же тему не будет никогда одинаковой, если она предназначается разным группам слушателей. Например, информация о молодёжных субкультурах будет совершенно по-разному излагаться в аудитории профессиональных психологов, учителей старших классов и самих старшеклассников. Причём различаться будут цели выступления, круг микротем, способы доказательства и привлечения внимания, речевые средства. Поэтому изучение слушателей должно предшествовать разработке содержания речи.


При подготовке к выступлению прежде всего надо ответить себе на вопросы: кому предназначено выступление? сколько будет слушателей (один, группа, множество)? насколько аудитория разнородна?

Профессор Е.А. Юнина считает, что важной задачей оратора является составление прогнозируемого портрета аудитории на основе трёх групп параметров.

Формально-демографические параметры – это пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи, место жительства; род занятий т.п. Для того чтобы названные признаки не превращались в формальную характеристику аудитории, необходимо их анализировать: соотносить признаки друг с другом и вычитывать информацию, стоящую за тем или иным признаком.

Социально-психологические параметры свойственны сразу нескольким субъектам. К этим параметрам можно относятся следующие.

1. Мотивация слушания, то есть то, что побудило субъекта к слушанию:

а) морально-диспиплинарная (основана либо на принуждении, либо на осознании обязанности слушать в силу собственной совести);

б) эмоционально-эстетическая (основана на любопытстве или желании получить впечатление от слушания),

в) интеллектуально-познавательная (обусловлена желанием узнать новое).

2. Отношение к предмету речи и субъекту, его излагающему, реакция воспринимающего субъекта, которую можно классифицировать по следующим типам:

а) равнодушная (слушатель безразличен к оратору и его выступлению);

б) соглашательская (слушатель легко, без сомнения принимает точку зрения другого, также легко от нее отказывается и принимает точку зрения третьего и т.д. или только делает вид, что слушает, на самом деле он сосредоточен на своих проблемах, а соглашается только затем, чтобы выступление побыстрее закончилось);

в) конфликтная (реакция, характеризуемая всплеском отрицательных эмоций): открытый конфликт (отрицательные эмоции выплескиваются в виде насмешек, грубых, некорректных реплик, вопросов и др.); скрытый конфликт (субъект явно не выражает своих эмоций, но глаза, мимика, жесты показывают неприятие другой точки зрения).

г) конструктивная реакция (слушатель настроен на понимание другого, между людьми появляется атмосфера интеллектуального и эмоционального сопереживания, сотворчества).

3. Уровень понимания предмета речи, обусловленный подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др.:

1 уровень: «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах, часто имеет искаженное, ложное суждение о предмете в целом).

2 уровень: «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

3 уровень: «О чём + что + как» (слушатель начинает осмысливать содержание чужих мыслей, пропускает их через себя, вырабатывая собственную позицию).

4 уровень: «О чём + что + как + зачем» (слушатель выходит на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт).

Индивидуально-личностные признаки характеризуют внутренний мира слушателя: тип нервной системы, тип и способ мышления, особенности характера, тип темперамента, степень развитости основных функций – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, инстинктивной и т.п. Такого рода изучение строится на основе наблюдения и тестирования.

Анализ особенностей адресата речи позволит правильно выбрать стиль общения с ним. Конечно, портрет, составленный до встречи с аудиторией, может не в полной мере отражать её реальный состав и особенности; полнота и правильность представления оратора об аудитории зависит от степени наблюдательности оратора и продолжительности общения. Надо научиться считывать сигналы, идущие от слушателей, и принимать меры по укреплению контакта, устранению негативных факторов, мешающих эффективному общению (например, устранению такой причины непонимания, как обилие неясных для слушателя оборотов речи и др.). Ведь именно говорящий должен заботиться о том, чтобы слушатель правильно и легко понял его мысль.

Оратор не добьётся успеха в подготовке и произнесении речи, пока не определит цель речи и конкретизирует её в задаче.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор, создавая и произнося речь. Целей речи огромное количество, которое невозможно перечислить, но их можно обобщить и представить в виде простой и достаточно чёткой классификации. Цель связана с коммуникативными характеристиками общения и может быть представлена такими основными вариантами, как убедить, объяснить, побудить, сообщить.

На основе критерия целеустановки в риторике традиционно (начиная с Аристотеля) выделяются совещательные, судебные и эпидейктические речи.

В современной риторике аристотелевская классификация не всегда себя оправдывает, поэтому мы обратимся к классификации речей, предложенной американским исследователем П. Сопером в книге «Основы искусства речи».

Тип речи Цель
1. Развлекательная поднять настроение аудитории
2. Информационная передача нового знания
3. Агитационная воодушевляющая вызвать любовь, восторг и т.д.
убеждающая убедить согласиться в спорном вопросе
призывающая прямой призыв к действию

Целеустановка – ключевая категория риторики и, игнорируя её, оратор не добьётся успеха в её подготовке и произнесении. Цель конкретизируется в виде задач (или конкретных целей). Общая цель убедить конкретизируется в виде задачи – убедить присяжных в виновности подсудимого; общая цель проинформировать конкретизируется в задачах: 1) проинформировать абитуриентов о новых специальностях, открытых в университете в этом году; 2) проинформировать абитуриентов о новых правилах вступительных испытаний и т.д.

Цель речи – это тот результат, к которому стремится оратор, создавая и произнося речь.

Следующий шаг в подготовке речи - формулирование тезиса речи. Тезис - это главная мысль, основная идея текста или выступления, выраженная словами. Его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание речи. Весь остальной материал группируется вокруг одной идеи, которая должна быть выражена предельно четко, полно и определенно.

Из этого следует, что в информационных и развлекательных речах нет тезиса в строгом смысле этого слова. В них (в отличие от других типов речей, прежде всего убеждающих) нет спорного положения, то есть мыслей, справедливость которых требует доказательства. В данном случае оратор разворачивает высказывание с учётом законов логики и композиции, но ничего не доказывает и не опровергает.

Следовательно, есть основание соотносить ТЕЗИС с ПРОБЛЕМОЙ речи. Проблема – это ситуация, предполагающая различные подходы в её атрибуции и разрешении. Тезис – это единственное решение проблемы (из сосуществующих), отражающее отношение к ней оратора. Поэтому тезис – это достояниеоратора.

Рассмотрим это на простейшем примере. Идёт судебное разбирательство. Его цель – решить вопрос: было ли совершено преступление. Проблему данной ситуации можно сформулировать таким образом: «Имело ли место преступление или нет?». Тезис обвинительной речи прокурора будет сформулирован так: «Преступление было совершено». И этот тезис отражает точку зрения стороны обвинения. Сторона защиты сформулирует тезис прямо противоположно: «Преступление не имело место». И в этой формулировке – позиция защиты. То есть проблема охватывает все возможные ответы на заключающийся в ней вопрос. В нашем случае возможны и другие точки зрения: преступление могло иметь место; преступление не может быть исключено и т.д. Таким образом, «проблема охватывает все возможные ответы на какой-то вопрос, тезис даёт однозначный ответ; проблема соотносится со спорной ситуацией, в которой могут быть уместными несколько противоречащих точек зрения, тезис всегда соотносится с одной из точек зрения, которую принимает оратор» (Т.Г. Хазагеров).

Ещё Аристотель указывал на такое важное качество тезиса, как конфликтность. Вот что он пишет в «Топике»: «…относительно тезиса или большинство расходится во мнении с мудрыми, или внутри каждой стороны мнения расходятся, потому что тезис есть положение, не согласующееся с общепринятым». Действительно, есть ли смысл доказывать очевидное, будет ли кто-либо опровергать бесспорное?

А вот как об этом говорил Цицерон применительно к речи в суде: «Когда я полностью изучу все обстоятельства дела, я сейчас же соображаю, какой в нём вопрос спорный. Ибо идёт ли спор между людьми по делу уголовному, как о преступлении, либо по гражданскому, как о наследстве, либо по совещательному, как о войне, либо по личному, как о похвале, либо по учёному, как о смысле жизни, - ни в одном не обходится без вопроса или о том, «что сделано, делается и будет сделано», или «каково сделанное», или «как его назвать». Именно этот спорный момент (тезис) и является основным объектом внимания для оратора».

Формулируя тезис, оратор обязан от него не отклоняться, иначе он потерпит коммуникативную неудачу, подобно персонажу чеховского рассказа «О вреде табака».

Так какими же принципами должен руководствоваться оратор, формулируя тезис? Рассмотрим главные из них.

1. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть раскрыт в рамках данной речи полностью. При этом следует учитывать интересы и подготовленность аудитории к его восприятию, с одной стороны, и время, которым располагает оратор, с другой. Слишком широко сформулированный тезис не даёт возможности полностью его развернуть и доказать в рамках регламентированной речи; а слишком узко сформулированный тезис поставит оратора в сложную ситуацию, когда ему придётся постоянно возвращаться к одному и тому же положению и затягивать речь.

2. Тезис необходимо формулировать ясно, точно, чётко, грамотно и недвусмысленно. Поскольку тезис чаще всего предъявляется аудитории в устной форме, необходимо учитывать, что он должен быть легко и полностью воспринят на слух. Поэтому следует формулировать как простое предложение, без осложняющих компонентов (причастные и деепричастные обороты нежелательны!). Следует избегать многозначных компонентов, омонимии. Но поскольку обойтись без таких слов подчас невозможно, следует строить предложение так, чтобы лексическое окружение помогало точно понимать их значение, иначе может возникнуть двусмысленность высказывания, и оратор и аудитория будут иметь в виду разные тезисы, что абсолютно неприемлемо.

4. Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Нельзя выдвигать в качестве тезиса идею, противоречащую интересам аудитории. Необходимо найти такую формулировку, которая бы заключала в себе компромисс между идеей оратора и отношением к ней слушателей. «Спорный тезис, который может вызвать неприязнь аудитории, скорее будет принят аудиторией, если он предлагается в мягкой форме, не полемично» (Т.Г. Хазагеров). Недопустимо в формулировке тезиса навешивание ярлыков, оскорбление человеческого достоинства («красная чума», «совковость», «делегады» и т.д.), а также любые выражения, нарушающие этикетные нормы публичного выступления.

5. Тезис должен быть абсолютно понятен самому оратору. К сожалению, это бывает далеко не всегда, и с этим связаны личные риторические неудачи. Оратор, который не может чётко и точно сформулировать тезис, не сможет быть последовательным, логичным и понятым в своём выступлении. Он не сможет уверенно полемизировать с оппонентами и убеждать конфликтную или инфантильную часть аудитории.

6. Тезис в речи всегда один. «Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей то мысли должно всё относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а всё излишнее несносно» (Сперанский).

К сожалению, современные ораторы часто игнорируют данное риторическое положение, совершенно не заботятся об единстве речи, пытаются в одной речи выразить разные мысли, не связанные общей идеей, подчас противоречивые. Разумеется, такая речь не может быть признана успешной, а оратор не сможет достичь цели убедить и привлечь на свою сторону слушателей.

Теперь, как нам представляется, вполне закономерным будет вопрос, где и когда оратор предъявляет (если предъявляет), точнее формулирует тезис?

Прежде всего следует иметь в виду, что вовсе не обязательно, чтобы в готовой речи тезис был сформулирован в одном месте в виде одного предложения (это оратор делает в докоммуникативный период исключительно для себя). В речи же тезис как таковой может раскрываться по частям, предъявляться в виде отдельных положений в ходе рассуждения.

Так как же «найти» тезис, понять замысел оратора, если мы анализируем чужую готовую речь?

Читайте также: