Урок по виды предложений по цели высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, научить использовать виды предложений по цели высказывания в своей речевой деятельности с учетом речевой ситуации; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Задачи урока через планируемые результаты:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

3.Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

1 этап. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, присаживайтесь. Начинается урок,

Прозвенел уже звонок,

Будем тему изучать

И пятёрки получать!

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строчку для написания темы.

2 этап. Актуализация знаний и умений. (3 мин)

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

-Конечно это «предложение». 1-слайд

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о предложениях)

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Работаем в парах.

Работа в парах:

- У вас на парте лежат белые листочки с высказываниями о предложении. Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению,

возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Получится своеобразный домик. Озвучьте номера этих предложений. У вас на эту работу 1 минута. (проверка по слайду)

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Отвечает по листочку пара, которая раньше всех справилась с заданием .

- Молодцы! Вы справились с заданием. Вспомнили все, что мы знаем о предложении, это нам поможет в освоении сегодняшней темы.

3 этап. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации. (5 мин)

-Итак, давайте запишем несколько предложений, не забываем про одну строчку для темы. (слайд +слайд)

Я ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.

ТЫ ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ?

НАРИСУЙ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.

- Ребята, чем похожи эти предложения? (Тем, что в них говорится об одном и том же – о багровом солнце)

- А чем отличаются? (Возможно, здесь ученики затруднятся с ответом или высказывают предположения)

-Может они отличаются целью высказывания, т.е. для чего мы говорим эти предложения и соответственно интонацией? Давайте запомним это наше предположение.

-Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке, о каких предложениях? (О видах предложений по цели высказывания)

-Запишите тему урока: «Виды предложений по цели высказывания». (слайд) А чему мы должны научиться сегодня на уроке? (узнать, какие бывают предложения по цели высказывания, научиться распознавать виды предложений по цели высказывания, научиться использовать разные виды предложений в своей речи, научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений).

4 Этап. Открытие нового знания. (7 мин)

- Ребята, в народе говорят:

Говорить без цели - что рисовать на воде. (на слайде и на доске)

- Как вы понимаете это высказывание?

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке . А помогут вам в этом слова – волшебники (они у вас на столе на зеленых листочках) и необычные избушки с их обитателями (на доске). Разделите, пожалуйста, эти слова на 3 группы. В первой избушке живут синонимы слову ПОВЕСТВОВАТЬ, во второй- СПРОСИТЬ, в третьей- ПОБУДИТЬ к ДЕЙСТВИЮ.

Какие слова – синонимы из какой колонки вы поселили бы в 1-й избушке? Во 2-й, в 3-й? (Дети развешивают слова под избушками)

Слова на листочках у ребят:

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить попросить

(впечатлениями) выяснить

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать воспретить

- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? (повествовательные)

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)

-А теперь прикрепите эти слова под избушками. (Три ученика собирают полоски со словами и прикрепляют их магнитом под избушками).

- Таким образом, делаем вывод, предложения по цели высказывания бывают…..(Под каждой избушкой прикреплено название)

-Молодцы, ребята, справились с жителями избушек.

5 Этап. Применение нового знания. (7 мин)

- А теперь откроем учебник на стр.76 и прочитаем правило в рамочке. (Один ученик читает вслух) .слайд

-Итак, предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными и конце них ставится… (точка). Предложения, в которых содержится вопрос – вопросительными и в конце них мы ставим …(?). Предложения, в которых мы побуждаем к действию, приказываем, просим – побудительными и в конце них ставится… (точка). Молодцы!

-Посмотрите на экран, запишите 3 предложения в тетрадь. 3 ученика идет писать 3 предложения по очереди. Определите, какие это предложения по цели высказывания и что нужно поставить в конце их? (Слайд)

Не видал ли где на свете ты царевны молодой

Не кручинься, Бог с тобой

И царица у окна села ждать его одна

- А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?

Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Проверяем. (слайд)

6 Этап. Физкультминутка. (слайд) (3 мин)

-А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём. Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой. Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь. Будьте внимательны.

Суди о человеке по его труду. (побуд – вращать головой)

Маленькое дело лучше большого безделья. (повеств – шагать)

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. (побудит – вращать головой)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. (повеств – шагать)

Ты видел багровое солнце? (вопросит – потягиваться)

Я видел багровое солнце. (повествов – шагать)

Нарисуй багровое солнце. (побудит – вращать головой)

5 Этап. Применение нового знания. (10 мин)

- Поработаем еще с тремя предложениями устно и определим, с какой целью мы говорим (на слайде)

А что подарил он дружку?( спрашиваем, значит оно какое – вопросительное)

Много дорожек прошёл этот ёжик. (сообщаем, значит оно – повествовательное)

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка! (просим, значит оно – побудительное)

Работа в группах.

- А теперь мы с вами разделимся на три группы и попробуем составить свои предложения.

1 ряд составляет повествовательное предложение, 2 ряд – вопросительное и 3 ряд – побудительное. У вас 2 минуты. (Представитель от группы читает получившееся предложение)

-На стр.76 учебника в зеленой рамочке прочитаем, как следует читать повествовательные предложения.

- Выполним упр.150 устно, вам нужно прочитать текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения.

7 Этап. Рефлексия. (слайд) (2 мин)

Итак, сделаем выводы:

-Если мы хотим сообщить о чем-либо, то мы используем …….предложения (повествовательные)

-Если мы хотим спросить о чем-либо, то мы используем…… предложения (вопросительные)

-Если мы хотим попросить, приказать, побудить к действию, то мы используем …….. предложения (побудительные).

-Какой знак препинания мы ставим в конце повествовательного, вопросительного, побудительного предложений? (точка, вопросительный знак)

- Молодцы, вы были очень активны, старались.

- Ребята, у вас на столе лежат смайлики. Я прошу вас поднять смайлики тем, кто узнал сегодня что-то новое и кому понравился наш урок. Спасибо.

Читайте также: