Употребление слова или высказывания в смысле противоположном прямому
Обновлено: 22.12.2024
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей.
Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность и злобу, змея - коварство и т.д.
Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк.
Стонет он по полям, по дорогам.
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н.Некрасов
Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А.Пушкин
Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А.Пушкин
Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.
Детектив? Это - «Игроки». Водевиль? Это - «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями».
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо.
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал.
В.Маяковский
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь)
Намеренное нарушение прямого порядка слов.
Он из Германии туманной привез учености плоды.
А.Пушкин
Ирония
(скрытая
насмешка)
Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению.
Посмотрите, каков Самсон!
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Н.Некрасов
Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают).
Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет).
В саду горит костер рябины красной (С.Есенин).
Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.
Я три тарелки съел (И.Крылов).
А в двери - бушлаты, шинели, тулупы
(В.Маяковский).
Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
А.Пушкин
Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Улыбнулись сонные березки (С.Есенин).
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С.Пушкин
Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.
Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
М.Ю. Лермонтов
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Лермонтов
Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле.
Без возврата. (Е.Винокуров)
Способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.
Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена - тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература - это наша национальная гордость!
Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением, при котором подчеркиваются его существенные стороны, характерные признаки. Позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки.
Вечный город - Рим;
Белокаменная столица России - Москва.
Утверждение в вопросной форме с целью привлечения внимания к изображаемому. Может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них.
Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?
Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия
с адресатом.
О времена! О нравы! Цицерон
Подчеркнутое обращение к кому- чему-либо, выражающее отношение автора к объекту
Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь)
Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности.
Утро может стать символом молодости, начала жизни.
Разновидность метонимии (часть предмета заменяет целый).
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь).
Не то на серебре,- на золоте едал. (вещь и материал)
А.Грибоедов
Трещит затопленная печь (содержимое и содержащее). А.Пушкин
Мужик. Белинского и Гоголя с базара понесет (творение и творец). Н.Некрасов
Смелость города берет (носитель свойства и свойство).
Сопоставление двух предметов, явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления.
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).
Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным.
С тобой летят, летят часы.
Язык безмолвствует. одни мечты.
Д.Давыдов
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.
Мужики - за топоры. (А.К.Толстой)
Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления. В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение
От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
Повторение слов или выражений в конце соседних строчек, предложений.
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)
Читайте также: