Умная маша выражение как
Обновлено: 21.11.2024
Откуда пошло выражение "Умная Маша"?
"Никогда в России, ни до, ни после,
не было таких искренне веселых,
истинно литературных,
детски озорных детских журналов"
(Н. К. Чуковский о журналах "Еж" и "Чиж")
История выражений «умная Маша» или «как Умная Маша» уходят в 30-е годы прошлого столетия. Набрав стакан фасолинок, определяющих мой уровень "Машизма", покидая кабинета Трикстера я, как умная Маша, сильно заинтересовалась кто же такая была эта находчивая, знающая читать дальше не по годам как жить и облегчать нелегкий советский быт, девочка. А еще больше подумала о судьбах тех, кто выдумал это чудо с двумя косичками, ставшее кумиром советских мальчишек и девчонок на несколько десятков лет.
Словом, нажав на виртуальную кнопочку виртуальной в моем воображении машины времени, я уже весело взлетаю на пятый этаж нашего петербургского, ой, пардон, лениградского, "дома, увенчанного глобусом" - да-да, Дома Зингера, или Дома Книги. Именно здесь, прямо под глобусом,располагалась редакция детских журналов "Еж" и "Чиж", двумя окнами выходя на канал Грибоедова, двумя - на Невский проспект. Еще с третьего этажа я слышу как кажется даже стены крепкого Дома Зингера сотрясаются от смеха - это сквозь приоткрытую дверь в редакции доносятся громкие голоса, шутки, искрометные эпиграмы, и сопровождаемые все это взрывы хохота сотрудников. Что это? Серьезная редакция? Да, редакция. Но, отнюдь, не серьезная.
И правильно! Должны разве ученые мужи писать журналы для детей?
Самуил Маршак в конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого века сплотил вокруг себя великолепную плеяду талантливых писателей и художников, взрослых мужчин и женщин - настоящих творцов с неудержимым полетом детской фантазии. Н. Чуковский, сын Корнея Чуковского, являвшийся сам в то время одним из сотрудников, вспоминал: "Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные".
И этот постоянный смех только повышал фантазию, воображение, остроумие, творческий потенциал детских писателей. Ведь книги и журналы для детей должны быть веселыми, а не занудными и академическими.
Н. Гернет, главный редактор "Чижа" вспоминает: "Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать".
Немного о подписке на эти журналы. Даже она не могла быть серьезной, если в редакции работают такие "несерьезные" люди! По Ленинграду, по Невскому и другим улицам, даже в отдаленных от центра районах, передвигался огромны Еж и обращался к прохожим писклявым ежиным голоском: "Читайте лучший в мире журнал для детей! Выписывайте журнал "Еж"!" При этом в боку у ежа открывалась дверца, и любой желающий мог тут же, не сходя с места, подписаться на лучший в мире детский журнал. Так вспоминает об этом Александр Етоее в статье "Возвращение Макара Свирепого"; .
По-моему, забавно. А теперь перейдем к рассказу о Маше. Умная Маша, появившаяся на страницах "Чижа", стала, пожалуй, главной героиней первых советских детских комиксов. Вот что вспоминает об Умной Маше писательница Г. Левашова: "Это было то, о чем мечтали все детские журналы: постоянный герой, любимый читателями. Такой живой образ создать очень трудно; большинство таких героев, после нескольких появлений в журнале, умирали естественной смертью. А Умная Маша сразу зажила в журнале, стала чуть ли не его хозяйкой, заставила всю редакцию заниматься ее делами: уже нельзя было выпустить номер без новых приключений Умной Маши, у которой должны были постоянно возникать затруднительные положения, из которых ей приходилось выпутываться при помощи неожиданной, всегда остроумной выдумки".
И случалось много курьезных ситуаций. В журнале опубликовали телефон. Любой ребенок мог позвонить по этому номеру в определенный час дня. Роль Маши обычно исполняла Татьяна Гуревич, обладательница тоненького голосочка, готовая отвечать на любые, самые каверзные детские вопросы. Потом вопросы-ответы печатались в журнале.
Пример реального диалога:
- Мне папа подарил глобус и сказал, что Земля такая же, как этот глобус.
Я захотел узнать, какая Земля в середине, и проткнул его ножницами. А там ничего нет, одна черная дырка. Маша! Ты умная, скажи, разве Земля в середине пустая?
- Дорогой Олег, ты напрасно испортил глобус. Глобус сделан не для того, чтобы изучать внутренность Земли, а для того, чтобы знать, какая Земля снаружи…
А еще говорят, что Маша появилась из зависти. Может и так! Дело в том, что в "Еже", старшем брате "Чижа", уже существовал свой герой, этакий бэтман тех времен - Макар Свирепый (похожий на Н. Олейникова) он гулял по просторам всего мира и боролся за всеобщую справедливость: то он подписывает на журнал "Еж" диких африканских туземцев, то побеждает плохих полицейских из какой-то буржуазной страны, то еще что. Дети затаив дыхание следили за его бравыми похождениями. А у "Чижа" не было своего героя! Это же несправедливо! Можно и позавидовать. Говорят, идею подал сам Д. Хармс. А художник Бронислав Малаховский нарисовал Машу с модели, которая крутилась каждый день перед его носом - со своей дочери Кати. Таким и закрепился образ Маши - девочки с косичками и упрямым подбородком.
Кто сочинял сами комиксы про Машу? Зачастую это было всеобщим творчеством. Вспоминает Ираклий Андроников: "Каждый, закрывая рукою, писал свое, хохотал и бросал это направо. Слева получал лист, хохотал еще громче, прибавлял свое, бросал направо, слева получал лист. Когда все листы обходили стол, их читали, умирали со смеху, выбирали лучший вариант и начинали все его обрабатывать".
Если читать воспоминания сотрудников, литераторов, вхожих в редакцию, то все вспоминают одно и то же: "Смеялись до слез", "хохотали", "умирали со смеху".
Все же удивительная, свободная, творческая атмосфера царила тогда в редакции! Ключевое слово "тогда", т.е. до поры до времени. А потом начался 1937-й. Арест Н. Олейникова. Вслед за ним - целая волна репрессий. Группе сотрудников, оставшихся на свободе, предложили написать заявления об уходе по собственному желанию. Н. Гернет оставляет навсегда редакционную деятельность. С.Маршак близок к аресту, состоится известный так называемый пресловутый "суд", где требовали его отречения от "врагов народа". Маршак не отрекается, но покидает Ленинград и любимую редакцию.
А помните известное у Хармса "Из дома вышел человек"? Хармс осмелился опубликовать его в роковой 1937-й год в журнале.
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.
Начальство вынесло вердикт: «В Советской стране человек исчезнуть не может!» А что еще могут сказать люди у власти? На дворе был жуткий 1937-й год! И вот арест Хармса. Затем - Введенского.
Как результат. "Чиж" запел другие песни. Теперь в журнале классические сказки, стихи о правильных мальчиках и девочках. Словом, занудство. В редакции уже давно перестал звучить смех, хохот, бурлящий поток новых замечательных идей превратился в едва заметную струйку высыхающего ручейка. Да и не нужны стали эти идеи никому!
До хрущевской оттепели замолчала и изобратательная выдумщица Умная Маша. Дитя своих создателей, она не могла существовать без них. В 60-е гг. переиздаются книги о Маше, бабушки запоем читают внукам о ее настойчивости, умных рационализаторских решениях и вместе с внуками прицокивают языками: "Надо же какая умная эта Маша!"
В 2009г. к 75-летию издательства "Детгиз" издана книга "Умная Маша". В ней не только цветные иллюстрации к умным и смешным выходкам девочки с косичками, но и рассказы для взрослых, не всегда радужные - как раз о создании Маши, о редакции "Чижа", о страшном 1937-м.
Иллюстрации взяты из открытых источников в Яндекс-фото и сфотографированы мной на увлекательной выставке "Загадки быта в кабинете Трикстера".
Читайте также: