Умение понимать и логически выстраивать отдельные высказывания в целях смысловой коммуникации
Обновлено: 21.11.2024
Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресовано, при каких обстоятельствах, зачем создается.
Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.
Умение реализовать намеченный план, т.е. раскрывать тему и показать основную мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка, выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста, обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой, руководствоваться нормами речевого поведения.
Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи, этическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить поправления в свое высказывание.
Умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения).
Умение осознавать свою коммуникативную задачу
Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкции, интонации; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для тебя, особо важную и т.п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения (в том числе и правила обращения с книгой).
Этот перечень умений может служить ориентировочной основой действий учителя при организации учебной работы по развитию речи школьников.
Долгое время самой крупной единицей языка было предложение. Но общение чаще всего осуществляется не отдельными предложениями, а более крупными единицами. Осознание этого факта привело к появлению новой области языкознания – лингвистика текста. «Текст получает признание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах разного типа и назначения». С егодня владение этим понятием обязательно для учителя начальных классов.
«Связный текст понимается обычно как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора».
Большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: 1) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность: а) единство предмета речи, т.е. темы. б) наличие основной мысли и ее развития; 3) структурная связность предложений.
Формирование текстовых умений должно начинаться в период обучения грамоте.
Тексты или фрагменты текстов с определенным типовым значением составляют соответствующие типы речи: рассуждение, описание состояния, описание предмета, оценка, описание места, повествование.
Названные типы речи делятся на две группы: одну составляют такие, в которых находит отражение сама наша действительность: предметы, признаки, действия и т.д., а другую те, в которой мысли человека об этой действительности: о причинах и следствиях предметов, свойств, действий, дается их объяснение, оценка.
Повествование.
Повествование динамично, т.к. в нем говорится о сменяющих друг друга действиях. Это наиболее часто создаваемый детьми тип речи.
Недостатки детских повествований:
действия не детализируются.
однообразны, невыразительны глагольные формы и другие средства языка.
часты неоправданные повторы названий действующего лица и слов указывающих на последовательность действий.
Поэтому написанию повествований необходимо детей учить. Среди видов упражнений должны занять важное место и анализ текстов, причем полезным оказывается анализ не только образцовых высказываний, но и нуждающихся в совершенствовании. Повествование больше привлекает младших школьников, чаще создается в живой речевой практике.
Качество повествования во многом зависит от умения выбирать языковые средства для названия действий. В повествовании чаще используются глаголы прошедшего времени, позволяющие передавать последовательность действий, глаголы настоящего времени позволяют представить действие, как бы происходящее на глазах читателя или слушателя. Формы глагола будущего времени совершенного вида с частицей как помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность действия.
К описаниям учащиеся младших классов менее восприимчивы, как правило, не тяготеют к созданию данного типа речи.
Из всех видов описания (предмета, места, состояния среды, состояния человека) самыми доступными и необходимыми является описание предмета. Программа для начальных классов предусматривает обучение младших школьников созданию высказываний такого типа.
Описание предмета создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, т.е. сообщить о присущих ему признаках. Сведения о признаках являются главными. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, насколько удается: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные или наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков.
Обогащение речи школьников, повышение ее образности – одна из важнейших задач обучения в начальных классах.
Недочеты детских описаний предмета часто связаны с тем, что ученики не могут рассматривать то, о чем говорят, выделять то, из чего сложится общая картина, не умеют выделять существенные признаки. Наблюдаются повторы слов, неудачные употребления слову связок (чаще используют слово был).
О природе, о людях, о животных, о вещах можно рассказывать, создавая различные типы речи. Так о человеке, о животном можно повествовать: говорить о последовательно создаваемых им действиям, можно описывать его, показывать какие-то признаки внешности, характера. В каждом случае текст будет строиться по-разному.
Рассуждение.
Короткие высказывания типа рассуждения школьники начинают создавать в первые дни пребывания в школе. Почему этот звук гласный?
Чтобы ответить на вопросы, надо построить рассуждение-высказывание.
Рассуждение, как и любой другой тип речи, имеет свое строение. Познакомить младших школьников со структурой элементарных рассуждений целесообразно уже в 1 классе.
Дети запоминают правило ответа на любой вопрос: 1 часть – то, что надо объяснить, 2 – само объяснение. Чтобы части не распались, их надо скрепить мостиком. Надежной опорой при овладении этим типом речи может служить схема:
то, что объясняется так как объяснение
Так в наглядной форме дети знакомятся со строением элементарного рассуждения.
Обучать построению рассуждения можно на различных текстах: например, стихотворение Г.Глушнева «Цветы»:
Шел Сережа по траве,
Бил цветы по голове,
Не хочу играть с Сережкой!
Объясните, почему ребята не хотят играть с Сережей?
Снег кружится над деревней.
Снег ложится на деревья,
На заборы он ложится
И на лысые пеньки.
Почему же он боится
Теплой маленькой руки?
Объясните, почему снег боится теплой маленькой руки?
Центральное место в развитии речевой деятельности отводится работе с текстом на уроках чтения, овладению учащимися совокупностями речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом.
Основные компоненты работы с текстом:
понятие «текст»: формирование умения различать текст и отдельные предложения;
план текста: умение делить текст на логически законченные части, озаглавливать их;
тема текста: умение определить тему текста;
заголовок текста: умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;
построение текста: умение разделить на части (начало, основная мысль, концовка);
связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и др.: умение создавать связь между частями создаваемого текста;
связь между предложениями в каждой части текста: умение найти слова и использовать их
изобразительные средства в тексте: умение выделить сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения, умение ими пользоваться в устных высказываниях;
виды текстов: повествование, описание, рассуждение.
Эстетический подход к изучению литературы требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения их различным видам пересказа. Пересказ художественного текста приучает школьников к извлечению лишь предметного содержание произведения искусства, к отрыву формы от содержания, что противоречит природе художественного произведения и целям литературного развития. Кроме того, пересказ не вполне отвечает главной цели развития речи – формированию способности содержательно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства. Поэтому целесообразно отказаться от пересказа художественного текста и обучать детей созданию собственного высказывания.
В ходе анализа произведения дети знакомятся со способами выражений эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа над содержательной, структурной, языковой сторонами текста в их единстве. Такая работа требует опоры на литературоведческие знания. Затем ставится речевая задача перед детьми и идет поиск средств ее решения. Но дети не должны копировать текст-образец, а использовать средства аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла. Таким образом, происходит взаимосвязанное формирование читательских и речевых умений. Система речевых умений – закономерности процесса создания собственного высказывания. Причем каждому читательскому умению соответствуют речевые умения.
Система читательских и речевых умений.
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным.
Умение воспроизвести в воображении картины жизни, созданные писателем.
Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания художественного словесного образа.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике.
Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи.
Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.
Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа-персонажа, создание пейзажа.
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения.
Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста
Умение осваивать художественную идею произведения.
Умение раскрыть основную мысль текста.
Речевые умения формируются на базе читательских:
Познакомить младших с основными с основными элементами сюжета - вступлением, завязкой, развитием действия, развязкой, заключением – и с их функцией в произведении можно при анализе художественного рассказа. Знакомство с сюжетными элементами целесообразно начать с выделения завязки. Наблюдения над текстом приводят детей к выводу, что вступление необходимо, чтобы познакомить читателя с героями произведения, с местом и временем действия. Затем выделяются ключевые моменты в развитии действия, при выделении каждой части выясняется ее роль в рассказе.
Научившись находить в тексте сюжетные элементы, ребенок приобретает умение деления текста на части и составления плана. Составление плана выступает как прием анализа произведения, средство осмысления текста. Составляя план художественного произведения, ученик осваивает его идею и овладевает умением видеть причинно-следственные связи, понимать логику сцепления элементов в тексте. Опираясь на полученные знания и читательские умения, ребенок учится выстраивать сюжет собственного рассказа.
Удачным видом работы будет составление рассказа по серии сюжетных картинок, картинки помогают вызвать потребность в высказывании, дают конкретный материал, определяют последовательность изображаемых событий. Обучение целесообразно начать с нахождения картинок, соответствующих завязке и развязке рассказа, т.е. с выделения события, из-за которого стало возможно происшедшее. Затем продумывается переход от завязки к развязке, те намечается развитие действия.
Большой интерес вызывает у детей составление рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей.
Подготовка связных высказываний предполагает следующие этапы работы:
создание речевых ситуаций;
организацию наблюдения и непосредственно подготовку;
При формировании комплекса речевых умений важно установить между ними связи взаимозависимости, соподчинения. Это позволит придать обучению связной речи целенаправленный и осознанный характер. Определяющим началом в тексте являются его идея, замысел автора. Соответственно в комплексе речевых умений, в качестве ведущих выделяются умения определять и раскрывать тему и основную мысль текста.
Осознанию умений определять и раскрывать тему и основную мысль способствует анализ авторских текстов.
Для формирования того или иного умения необходим анализ его содержания и процессуальной стороны. Например, проанализируем умения определять тему и основную мысль готового текста. Содержательную сторону данных умений составляют знания о том, что текст имеет тему и подчинен главной мысли. Тема – то, о чем говорится в тексте. Главная мысль отражает цель его создания и отношения автора к описываемому.
Чтобы подвести детей к правильному выводу, учитель помогает им разобраться в содержании рассказа, оценить поступки героев, выяснить мотивы их поведения, отношение автора к описываемому.
У детей младшего школьного возраста, в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного.
Пересказ. Необходим ли он на уроке? Когда? «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка.» (В.Г.Белинский)
Художественное произведение оказывает психологическое воздействие только в единстве. Пересказ – это воспроизведение одного лишь сюжета, разрыв единства формы и содержания.
Частичный (выборочный) пересказ одного эпизода, одной сюжетной линии не затрудняет младших школьников. А пересказ о герое или событии для них сложен. Этому нужно учить. Предлагается алгоритм для создания рассказа о герое:
Перечитываю текст, отмечаю то, что относится к данному герою (событию);
Определяю, о чем говорится в каждом отрывке;
Располагаю отрывки по порядку, думаю, как их можно объединить.
Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз прочитываю отмеченные отрывки.
Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж.
Проверяю по тексту, не пропустил ли что-либо важное.
Творческий пересказ - это трансформация текста с целью его переосмысления: с изменением последовательности событий, с дополнением содержания.
Графическое и словесное рисование - работа с иллюстрациями и картинками перед чтением, в ходе чтения и по окончании.
Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. Словесная картинка статична, на ней герои не двигаются.
Порядок работы при обучении словесному рисованию:
Выделяется эпизод для словесного иллюстрировании.
Рисуется место, где происходит событие.
Изображаются действующие лица.
Добавляются необходимые детали.
Раскрашивается контурный рисунок.
При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применять осторожно, т.к. нельзя конкретизировать поэтические образы, заземляя их.
Диафильм – это серия графических или словесных рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий, каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
Вариант порядка составления диафильма:
Прочитайте рассказ или отрывок.
Определите количество картинок.
Определите какие лица, предметы, обстановка будут изображены на каждой картинке.
Подчеркните в произведении слова, помогающие представить картинку.
Представьте картинку мысленно.
Нарисуйте картинку словами.
Проверь по тексту.
Можно начать эту работу с определения частей текста, выделения главных предложений (это поможет для написания титров).
Описание работы по экранизации произведения:
Подбор части произведения для экранизации (или целого рассказа).
Деление текста на эпизоды, их озаглавливание.
Заполнение эпизодов воображаемыми актерами-картинками так, как будто действие происходит на экране.
Инсценирование по одной экранизации диалогов, если они имеются.
Определение характера музыкального сопровождения.
Драматизация ( инсценирование).
Общая схема работы по драматизации:
Восприятие материала, который предстоит драматизировать.
Постановка исполнительских задач.
Выбор выразительных средств.
Заключительный показ, анализ.
В организации работы над текстом должны предусматриваться специальные приемы, направленные на овладение речевыми умениями:
постановка учебной задачи, обеспечивающая целенаправленную работу над текстом и вычленение формируемого умения из общей работы с текстом;
фиксация внимания учащихся на выполняемых действиях;
установление общности и специфичности действий, выполняемых в различных видах работы над текстом;
установка формируемых знаний и умений на другие виды работы с текстом и на самостоятельное выполнение упражнений в связной речи.
Читайте также: