Творческая двигательная деятельность основанная на выражении пластикой тела определенных чувств
Обновлено: 04.11.2024
Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Итак, понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного творчества помогал психически больным выразить в картинках свои скрытые переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).
Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:
- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:
-изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
-ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;
-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы.
Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р.Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.
Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
-есть сопутствующие диагнозы;
-не используют речь для коммуникации;
-нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических методик.
Три направления в коррекционной работе на которые я обращаю внимание в своей работе.
Это: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.
Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи .
Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)
Цель : самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания ;
• развитие связной речи.
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.
2. Пальцевая живопись
Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.
3. Рисование на манной крупе
В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.
Кинезиотерапия (Двигательно- речевая деятельность )
Цель : коррекция речевых нарушений , по средствам использования двигательной деятельности.
• Развитие общей моторики;
• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;
1. Пальчиковая гимнастика;
Использование пальчиковых игр : движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.
2. Упражнения по визуализации;
Игры «Волшебный сундучок» , «Чудесный мешочек» . Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.
3. Динамические паузы;
Цель : формирование коммуникативных способностей.
• Развитие связной речи;
• Развитие коммуникативных навыков.
Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.
Цель : сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков .
• Развитие фонематических процессов.
Цель : увеличение объема памяти путем образования ассоциаций
• Развитие связной речи
• Развитие ассоциативного мышления
• Развитие зрительной и слуховой памяти
Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки , дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.
Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции . Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой .
Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.
Упражнения по изотерапии
Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражнения в процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.
Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.
Ребенку предлагают нарисовать что – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей, птичек и пр.).
Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.
«Ваш мир в красках, формах и линиях»
Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая).
Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».
•заполнить пространство листа низкими и высокими дугами
•закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)
•увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.
«Синхронное рисование обеими руками»
1. Установить оба карандаша в одну точку
2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Упражнения по сказкотерапии
Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
«Встреча сказочных героев»
Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.
«Сказка по кругу»
Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.
Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя». Ребенок должен попробовать исполнить все роли течение одного упражнения..
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Упражнения по музыкотерапии
Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.
Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет.
«Импровизация на музыкальных инструментах»
Ребенку предлагают показать , как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.
Детям предлагают пропеть звуки:
-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,
-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,
-«и-и-и» - «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,
-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.
Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.
Ребенку предлагают составить портрет друга, мамы, и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Упражнения по игротерапии.
1. Упражнение «Лотерея»
Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.
Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.
Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни,
- пройти по залу, как модель.
«Сотворение чуда» игра » (Г. Широкова)
Цель : развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши.
Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что – нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что – то хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
« Ролевая гимнастика » (Т. Мазепина)
Цель : эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребенка.
а) Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
очень быстро;
шопотом;
со скоростью улитки;
как иностранец;
как робот.
б) Походи, как:
младенец;
лев;
пожилой человек.
в) Улыбнись как:
кот на солнышке;
само солнышко.
г) Посиди, как:
пчела на цветке;
наездник на лошади.
д) Попрыгай, как:
кузнечик;
козлик;
кенгуру.
е) Нахмурься, как:
осенняя туча;
рассерженная мама;
разъяренный лев.
«Угадайте, это кто?» игра (Е.Лебеденко)
Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим, психологическая помощь детям.
Психолог предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Читайте также: