Тренировка я высказываний для подростков
Обновлено: 04.11.2024
Ознакомиться с техникой самопознания и определение качеств личности.
Прояснить «Я-концепцию» и выявить уровень ее сформированности.
Развитие умение выявлять и анализировать свои психологические характеристики и окружающих людей.
Дискуссия по качествам личности юноши и девушки
Обратная связь (анкеты)
Занятие начинается с рассаживания всех членов группы в круг, взаимного приветствия всех членов группы.
Упражнение №1 «Самопрезентация»
- выявление представлений слушателей о себе;
- формирование установки о значимости своей личности;
- создание условий для самораскрытия.
Ведущий просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не только о биографии, сколько о своих личностных качествах. Задача может быть уточнена, например 5-10 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах. Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа: твои главные достоинства? Есть ли у тебя слабости (отрицательные качества)? Можешь ли ты их назвать? На самопрезентацию одного человека отводится 2-3 минуты.
-формирование представлений о правилах и методах работы в группе.
Процедура: Ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем все члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.
Основные правила работы в группе
Правило персонификации обращения и высказывания.
Оно указывает на необходимость обращения не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Не следует говорить «Давайте обсудим проблему…», а лучше « Сергей, Ирина, я предлагаю обсудить». При высказывании своей позиции также необходимо уходить от безличных речевых форм и говорить только от своего имени. «Я считаю», «Я думаю», «Я предлагаю» и т.д.
Правило доверительного стиля и искренности в общении. Выносите на
обсуждение группы личностно значимые проблемы. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия, можно предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего. Искренность должна выражаться в открытом выражении своих чувств и мыслей по отношению к действиям других участников.
Правило «здесь и теперь». Для многих участников характерно
стремление уйти в область общих соображений, обсуждение событий, случившимися с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлениях, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше). Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль общения, взаимоотношения, конфликты и др.).
Правило «обратной связи». Во-первых, стремитесь дать почувствовать
Правило недопустимости непосредственных оценок человека. При
обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун…». Следует говорить «Ты говоришь много и не конкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься», правильнее сказать «Мне не нравиться твой тон обращения» и т.д. Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы должны говорить о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.
Правило «Стоп». Нельзя принуждать человека говорить то, чего он не
желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «СТОП».
Правило «здесь и теперь». Говори о том, что происходит в группе,
здесь и теперь. Учись доверять своим субъективным ощущениям, они помогают глубже понять, что происходит в самих людях и между ними. Старайтесь быть открытыми, когда говоришь или когда слушаешь других. Сосредотачивайся, на том, что говорят и делают другие, старайтесь осознавать свои чувства, которые возникают в этот момент. Не избегай риска.
Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: либо принять эти правила и следовать им во время работы группы, либо не начинать занятия совсем. Во время обсуждения правил, дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.
Упражнение № 3 «Чужие коленки»
- сосредоточение всех участников группы;
- установление более тесного контакта между участниками;
Процедура: каждый участник кладет руки на колени соседям. В результате на собственных коленках у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Игра ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Игра заключается в том, чтобы руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственной коленки. Игра требует постоянной сосредоточенности.
Процедура 1. Участникам раздаются списки качеств, важных для подростка. Задача каждого – проранжировать каждое качество по степени важности и определить, в какой мере ему присущи данные качества (поставить себе оценку по 7-бальной шкале).
Процедура 2. Вся группа приступает к выполнению общего задания. В течение 30 мин. Нужно проранжировать личностные качества по степени их важности. Группа в ходе совместного обсуждения проблемы должна решить, какое качество является самым важным для современного подростка. Потом группа выбирает второе качество и т.д. Спорные проблемы обсуждаются вплоть до согласия.
Список качеств: дисциплинированность, ответственность, раскованность, уверенность в себе, доброжелательность, смелость, общительность, открытость, любознательность, целеустремленность.
Процедура 3. Самооценка. Членам группы предлагается с учетом только что проведенного анализа проведения каждого участника в групповой дискуссии оценить самого себя по специальному тесту и проанализировать полученные результаты.
Тест к процедуре 3
Перед вами список из 16 личностных качеств. Отметьте выраженность у Вас каждого обведением кружком соответствующей цифры. Цифра 1 означает максимальное проявление качества, указанного в левом столбце, цифра 10 - максимальную степень проявления качеств в правом столбце. Затем соедините линией все отмеченные цифры, и вы получите индивидуальный профиль личности. Проанализируйте, где ваш профиль личности не совпадает с нормативным, почему?
Норма выраженности качеств, для профиля личности подростка:
Оцените степень выраженности своих личностных качеств
Процедура №4 Упражнение « Чистка луковицы»
Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.
Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находиться тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появления образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Процедура №5. Тест «Я – концепция»
Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает таким уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от других людей. При этом невольно возникает вопрос – разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня окружающие таким, каким я сам себе кажусь. И если они определяют меня иначе, то, что лежит в основе их восприятия и оценки.
Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения такого задания. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу 10 имен, к которым Вы в наибольшей степени привыкли, могут быть имя и отчество, просто имя, уменьшительное имя, кличка и пр. После этого:
Б. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся (для обозначения используйте их инициалы). Укажите пять качеств, которые Вам в них нравятся.
В. Вспомните двух людей, которые Вам очень не нравятся. Обозначив их по той же схеме, запишите их качества, которые Вам не нравятся.
Г. Указав все эти качества , Вы сможете увидеть, в чем схожи эти два человека, которые Вам нравятся и не нравятся. Например, включают ли два первых списка одни и те же прилагательные (например, добрый, щедрый). Производя то же самое сравнение второй пары списков, Вы увидите сходство и не нравящихся Вам людей в отмеченных Вами качествах, например, жестокий косный.
Теперь сравните все четыре перечня и определите, какие личностные параметры людей заставляют Вас любить их или, напротив, ненавидеть. Отметьте, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищите в окружающих, и что Вас в них возмущает и отталкивает. Запишите свои выводы.
Теперь нетрудно увидеть связь само характеристики с характеристиками, которые Вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого, лишь в рамках собственной Я - концепции.
1.Попробуйте ответить на вопрос, что Вы делаете из того, что Вам не хотелось бы делать и, напротив, что Вы не делаете из того, что Вам хотелось бы делать. Действительно, людям часто приходится делать то, чего бы им не хотелось. При этом наше Я имеет две временные ориентации: на настоящие и на будущее (прошлое составляет определенный критерий для этих двух ориентаций, обеспечиваемый памятью с ее избирательным забыванием). Социальные задачи и требования ориентируют человека на будущее достижение социального статуса, воспитание своих детей и т.п.; физиологические и психологические потребности на настоящее, на удовлетворение сиюминутных желаний или, во всяком случае, ближайших устремлений. Предполагаемое упражнение поможет выяснить Вам свои чувства и индивидуальные тенденции между названными ориентациями Вашего Я.
А. Укажите три вещи, (это могу быть обязанности, занятия, развлечения и т.п.), которые Вам хотелось бы делать чаще.
Б. Укажите три вещи , которые Вам хотелось бы перестать делать в той мере, в какой Вы их делаете, или вовсе не делать.
В. Теперь объясните, почему Вы не делаете достаточно А и делаете слишком много Б.
В конце занятия предложить членам группы заполнить анкету для оценки проведенного занятия и своего самочувствия.
Читайте также: