Технология я высказывание пять шагов пример

Обновлено: 04.11.2024

Позволю себе начать наш семинар-тренинг со сказа.

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша,дракон спрашивает:

- Чего ж тебе надобно, Иванушка?

- Да водицы испить.

- Да пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально, часто и неосознанно, тем самым усложняя свою жизнь и жизнь других.

Итак, начнем работу с техниками конструктивного взаимодействия.

Техника «Я – высказывание»

Часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека. Особенно, если мы указываем ему, что он должен делать или не должен делать. Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, это будет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации. Техника «Я – высказывание» – это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить свое мнение. Я – высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника. Данная технология может быть полезна в любой обстановке, и особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроены или чем-то недовольны. Иногда бывает трудно находить подходящее выражение для того, чтобы определить свои эмоции. Но без этого людям очень трудно осознать, какое воздействие оказывают на вас их поступки.

Цель техники – не вежливость, а прямота и ясность. Это ключ к началу разговора, новым возможностям и улучшению взаимодействий. Она помогает передать ваше эмоциональное состояние без осуждения собеседника как причины этой реакции.

Когда на моем столе оставлены бумаги… Когда вы оставляете свое барахло

разбросанным на моем столе…

Когда на меня повышают голос… Когда вы орете на меня….

При первом варианте ваше заявление представлено исключительно как ваша проблема. В этом случае собеседнику будет трудно опровергнуть его.

Схема техники «Я – высказывание»выглядит следующим образом:

1. Событие – «Когда…. «(описание нежелательной ситуации).

2. Ваша реакция – «Я чувствую…» (описание ваших чувств).

3. Предпочитаемый исход – «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желательного варианта).

Тренинг «Я – высказывание».

Сейчас мы с Вами перейдем к практической части и потренируемся в парах.Задание следующее: «Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание».Используйте для этого следующую схему:

• Первый шаг – опишите подробно событие, которое произошло и взволновало вас «Когда ты…»

• Второй шаг –опишите ход ваших мыслей: «Я подумала, то…»

• Третий шаг –опишите искренне свои чувства: «В той ситуации я почувствовала…»

• Четвертый шаг –предложите конструктивный выход из ситуации на будущее: «Мне хотелось бы в следующий раз, давай договоримся…».

Ситуация: две подруги договорились встретиться, но одна не пришла, не позвонила, ничего не сообщила, телефон не доступен.

У нас получилось применить технологию по образцу, а теперь объединимся в группы по 4-5 человек и сделаем более сложную работу. Перед Вами листы с ситуациями, мы знаем, визуализация хода рассуждений - сам по себе важный инструмент в овладении техникой «Я – высказывание». Каждая пара разбирает одну ситуацию (по цвету).

1. Вы в который раз зовете воспитанника подойти к вам.Он отвечает: «Сейчас». И продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. «Да сколько же тебе раз можно говорить», «Меня сердит, когда ты не слушаешься»

2. У вас важный разговор с коллегой. Воспитанник то и дело вас прерывает. «Ты не можешь заняться

Не мешай разговаривать»

3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, громкая музыка. Вы испытываете чувство обиды. «Тебе не приходит в голову мысль, что я могу быть усталой». «Уберите за собой посуду».

4. Воспитанник целый день дуется, уныл и не весел. Воспитателю неизвестна причина. «Хватит дуться! Или

разговаривай нормально или иди домой и там дуйся».

5. Воспитанница обещала полить цветы. Но начинать работу она так и не думает. «Ты целый день

бездельничала и не

6. Сын просит, чтобы родители взяли его с собой в кино. Но в течение нескольких дней не убирает в своей комнате. Хотя по этому поводу есть определенная договоренность. «Ты не заслуживаешь, чтобы пойти в кино. Ты не выполняешь свои обязанности».

7.Воспитанник сомневается в своих способностях и говорит воспитателю: «Как вы думаете, у меня когда – нибудь будет получаться также как у остальных ребят в группе?». Не получается, значит, плохо стараешься.

8. Воспитанник, увидев воспитателя, когда тот вошел в группу,говорит ему: «Вы выглядите очень усталой». Думаю, ты не тот человек, который может говорить такие замечания в адрес воспитателя.

9. Воспитанник,явно демонстрируя свое отношение к товарищу говорит: «Я не хочу с ним рядом сидеть». Глупо с твоей стороны говорить подобные слова.

У нас на доске 2 листа.

Преимущества техники «Я высказывание»

Возможные ошибки в применении техники «Я – высказывание»

Мы с Вами сейчас подумаем над преимуществами данной техники и возможными ошибками в ее применении. Предстоит работа по группам. Каждая группа в течение 5 минут обсудит и предложит свое мнение для общего обсуждения – это мы зафиксируем на листах. (Где легче и проще, где сложнее, какие преимущества и отличия вы увидели при выборе высказываний).

Преимущества и ошибки в применении техники.

Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые воспитатели (родители) стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Полностью подавить эмоции нельзя и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, сможет обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.Получается все наоборот: вместо мира – война.

• Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, воспитанники становятся искренне в своих выражениях.Они начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им можно доверять. Дети очень быстро усваивают от взрослых манеру общения.

И последнее: высказывая свое чувство, без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность принять решение. Тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

Еще одна частая наша ошибка - боязнь выразить настоящие чувства. Например, если вы приходите в ужас при виде воспитанника, который бьет по голове своего соседа, то в вашем восклицании следует выразить силу этого чувства. Фраза «Мне не нравится, когда так делают» здесь никак не подходит, ученик почувствует фальшь.

В качестве рефлексии хотелось бы услышать, где и когда, в каких случаях применима данная техника? Применима ли она в повседневной жизни? Отзывы.

Итак, наша с вами жизнь, наша работа –ежедневное общение: общение с учащимися, коллегами, родителями, с близкими нам людьми. Порой трудно бывает найти подходящие слова. Я надеюсь, наше сегодняшнее мероприятие поможет Вам в этом. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Читайте также: