Связывающие фразы состоят из
Обновлено: 04.11.2024
Связка — часть речи, которая выражает дополнительные синтаксические отношения между главными членами предложений. В русской грамматике эту функцию выполняют разные части речи. Их выделяют в список:
- это — местоимение в застывшей форме;
- суть — застывшая форма существительного;
- есть — глагол «быть» в застывшей форме (настоящее время, 3-е лицо, единственное или множественное число);
- называться, означать, значить, являться — спрягаемые формы глаголов.
Примеры: «Лучший отдых для меня — это чтение книг», «Если он обратился ко мне, значит, есть надежда на примирение».
Словесной связкой в русском языке и литературе может выступать служебный глагол «быть», употребляемый в прошлом и будущем времени. В настоящем времени слово не используется, из-за чего возникает нулевая конструкция:
- Севастополь — город федерального значения.
- Тертый корень имбиря — лекарство от простуды.
В приведенных примерах связка опущена (подразумевается, но не пишется и не произносится). Однако не стоит путать временную форму глагола, образуемую от спрягаемой формы «быть» и связку, выражаемую им же. Для понимания отличий можно обратиться к строкам:
- Я буду долго гнать велосипед (глагол «гнать» употреблен в будущем времени).
- Я буду любой пирог (связка-глагол).
- Ира была беззаботной девочкой (глагол применен в прошедшем времени).
- Ира — моя племянница (нулевая связка).
Виды и примеры
Многие связки в предложениях лишены четкой временной привязки. Слова «речь» и «суть» имеют свою стилистическую окраску и употребляются в произведениях книжного, публицистического и делового уровня: «Путь есть скорость, умноженная на время». При этом связку «суть» чаще можно найти в устаревших литературных источниках: «Муж и жена суть одно». Некоторые связки способны передавать значение времени: «Моя собака являлась чистокровным представителем породы хаски», «Было время, когда любить означало боготворить и преклоняться». В русском языке также существуют связки, которые передают следующие значения:
- местоименное, местоименно-наречное: таков, вот;
- идентификации, отождествления: это не что иное, как; это и есть; это то же самое, что;
- союзное: будто, точно, как, ровно;
- указательное: вот это, вот таков;
- сопоставительное: все равно, что (как);
- толковательное: это называется/означает/значит.
Значение и использование
Служебное формообразование (связку) можно встретить в узком кругу двусоставных предложений. Она является той частью речи, изъятие которой не меняет смысл и структуру фраз. Однако умелое применение в устной и письменной речи делает поток взаимосвязанных слов плавным, помогает сцеплять одну мысль или идею с другой.
Связки могут употребляться в начале и конце предложений, направляя читателей и раскрывая логику развития мысли. Однако избыточное применение лексем может запутать и отвлечь от главного. Пример использования (в скобках показаны связующие слова, благодаря которым текст не выглядит сухим): «Вечер — (это) время для отдыха, спокойных игр и хобби, (хотя) некоторые люди после 18:00 еще работают, (а) многие общаются с друзьями, домочадцами, готовятся ко сну».
Лингвисты любят сопоставлять подобные слова с локтевыми суставами в теле человека. Их работа в здоровом организме незаметна, при этом руки перемещаются плавно и делают необходимые движения. Также и в текстах умело подобранные слова помогут читателю двигаться вперед, логично и точно передадут главную информацию. При этом их никто не заметит, но все оценят.
Формирование предложений
При самостоятельном построении фраз, абзацев и текстов следует руководствоваться логикой и обычной манерой разговора. При малых переходах может потребоваться лишь одно слово (например, однако). Если нужно не только связывать и подводить итоги, но и направлять читателя дальше, тогда следует составить дополнительный абзац со связками.
Используя поворотные слова (наречия, предлоги, союзы в виде букв и местоимения), автор завершает предыдущую тему и переводит рассказ на новую. Лексем, которые выступают в связующей роли, в русском языке более 400. Наиболее распространенные из них:
- добавки: и, также, другой, кроме того, первый, второй, третий, во-первых, или, слишком;
- для обозначения причинно-следственной связи: поэтому, на счет, в результате чего, таким образом, учитывая;
- взаимозаменяемые для уточнения: то есть, другими словами, иначе говоря;
- для сравнения: аналогично, хотя, несмотря, еще, в то время как;
- одинаковые по смыслу для заключения: наконец, в итоге;
- для контраста: наоборот, напротив, несмотря, или, в отличие от;
- для акцентирования: да, нет, без сомнения, действительно, несомненно;
- для позиционирования в пространстве: выше, вне, напротив, где, неподалеку;
- иллюстративные: подробно, специально, другими словами, в частности;
- цели: с учетом этого, поэтому;
- характеристика: почти, часто, вероятно, обычно;
- для обозначения времени: наконец, ранее, после, сейчас, немедленно, одновременно;
- для подведения итогов: в результате, в резюме, обобщая.
Оформление деловых текстов
В первой части делового письма приводится информация о фактах, которые уже произошли. Во второй части описываются предполагаемые или желаемые события. Весь текст представляет собой последовательность событий, оформленных в виде абзацев.
С учетом контекста и речевой ситуации в теле письма можно использовать выражения со связками «в целях», «во избежание». Связать аспекты в нем помогают конструкции:
- во-первых или прежде всего;
- во-вторых (затем);
- в третьих (в заключение);
- переходя к следующему;
- учитывая вышеизложенное;
- в связи с необходимостью вернуться к вопросу.
При работе с текстом квалификационной работы, реферата, курсового проекта также используются глаголы-клише: дать понятие, выработать навыки, раскрыть сущность, разработать, перечислить виды, объяснить назначение.
В качестве связующих речевых конструкций в начале абзацев уместны фразы:
- в самом деле;
- в то время как;
- если мы сопоставим;
- говоря о;
- как показано в одной из;
- начнем с того, что;
- лучшим примером;
- отсюда следует;
- очевидно;
- особо следует выделить;
- первоначально.
Употребление подобных слов и словосочетаний в лаконичном стиле позволит создать связный текст и раскрыть главную мысль автора. Реферативное изложение требует выводов, для оформления которых используются конструкции «в целом», «на мой взгляд», «приходится признать, что».
Самостоятельная разминка
Зная, для чего используются слова-связки и как их правильно использовать в предложениях, можно научиться писать грамотные и логически последовательные тексты. Помогут в этом упражнения для самостоятельной работы.
Задача 1. Определить значение, которое передают связки:
- Спорт — вот естественный способ снять стресс.
- Мой пирог для мужа не то же самое, что пирог свекрови.
- Жизнь, будто сладкий сон.
- Вот каково это — подхватить простуду.
- Расслабиться на водном матрасе — это все равно, что побывать в невесомости.
- Он не позвонил в середине дня — значит, обиделся.
Ответы: 1— местоименное, 2 — идентификации, 3 — союзное, 4 — указательное, 5 — сопоставительное, 6 — толковательное.
Задача 2. Используя соединение помощью связок, составить текст на любимую тему.
Например: «Великая стена Слоуна — это сверхскопление галактик, образующих галактическую нить. Она простирается более чем на один миллиард световых лет и является третьей по размерам гигантской структурой во Вселенной. Изучить объект далекого космоса, открытый в 2003 году, землянам мешает расстояние. Однако уже известно, что в составе сверхскопления есть объекты разного возраста. Наблюдение за ним сулит немало открытий. Надежды возлагаются на телескоп „Джеймс Уэбб“, который будет запущен на околоземную орбиту в 2021 году».
Задача 3. Вспомнить и записать известные слова связки указательного, толковательного, местоименного значения. Дополнить список лексемами для аспектирования, уточнения, обозначения времени, контраста.
Связки между подлежащим и сказуемым, а также частями сложных предложений облегчают понимание текста. Их правильное применение позволит обогатить повседневную речь и успешно вести деловую переписку.
Читайте также: