Суть макиавеллизма в политике заключается в выражении
Обновлено: 04.11.2024
О Макиавелли знают все, даже те, кто не знаком с его трудами. Цитаты из работ Макиавелли, включая приписываемую ему фразу «Цель оправдывает средства», имеют широкое хождение и различные трактовки: одни высоко ценят макиавеллизм за неоднозначные рекомендации правителям, другие считают его подход к политике аморальным. Работы Макиавелли до сих пор, спустя пятьсот лет, являются настольными книгами для многих политиков и людей, интересующихся политикой. Достаточно указать, что лекцию о Макиавелли в 2014 году академик А.А. Гусейнов читал для депутатов Госдумы, а в российских издательствах переиздаются труды Макиавелли и большими тиражами выходят исследования о нем. Есть даже переводные книги «Макиавелли в комиксах».
Связь биографии Макиавелли с его мировоззрением
Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в знатной, но небогатой семье. Формально Флоренция была республикой, на деле ею управлял могущественный клан семьи Медичи. В 1494 году Медичи потеряли власть после поражения в войне с французским королем, и реформированный республиканский строй во Флоренции был восстановлен. Блестящее университетское образование и природный ум привели Макиавелли к получению должности второго канцлера Флорентийской республики. По роду своей деятельности канцлер часто посещал другие центры разобщенной Италии и монархические дворы Европы, что дало ему пищу для размышлений о личности правителей и о разных режимах правления.
В 1512 году после вытеснения французов из Италии с помощью папской Священной лиги семья Медичи восстановила свое правление. Флорентийская республика пала. Макиавелли был заключен в тюрьму, подвергался пыткам на дыбе (его подозревали в участии в заговоре против Медичи) и был выслан за пределы Флоренции. Находясь на своей сельской ферме, в окружении семьи, Никколо Макиавелли начал заниматься литературной деятельностью. Но политика тянула его. Желая вернуться к политической деятельности, свою знаменитую работу «Государь» (или «Принц») Макиавелли посвятил Джулиано Медичи, после чего Макиавелли, как ранее и другие деятели республики, был реабилитирован. Ему разрешили участвовать в политических дискуссиях, но полностью воспользоваться благосклонностью Медичи мыслитель не успел: он умер в возрасте 58 лет.
Труды Макиавелли начали свое шествие по миру и временам. Его идеи воспринимались по-разному: одни называли итальянского мыслителя «апостолом дьявола», «учителем зла», «антихристом», понимая его мысли как призыв к аморализму; другие считали его «реалистом» и «революционером» за прагматический подход к политике; третьи увидели в Макиавелли величайшего сатирика своего времени, разоблачившего двойственную природу правителей. Книга «Государь» была запрещена папским указом в 1559 году, а термином «макиавеллизм» стали называть вероломную политику. Эпоха Просвещения вернула имя Макиавелли в ряд популярных мыслителей, к его трудам стали обращаться все известные философы и политики. Многие считают, что возникшая в наше время теория «грязных рук», оправдывающая применение правителем жестких мер при чрезвычайных обстоятельствах, тоже ведут к идеям Макиавелли.
Основные проблемы, которые поднимаются в дискуссиях о влиянии Макиавелли на учение о политике, сводятся к вечным вопросам: каким является человек по своей природе; какими качествами должен обладать правитель; какими принципами должен руководствоваться политик в своей деятельности.
Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли
А.С. Пушкин назвал Макиавелли «великим знатоком природы человеческой». Как понимал природу человека итальянский мыслитель? Он не ставил своей целью исследовать ее; его больше интересовало, как человеческие качества проявляются в обществе и как правитель должен использовать их. Человек не может быть все время хорошим или плохим, иногда обстоятельства заставляют хорошего человека совершать плохие поступки. Первоначально в «Государе» Макиавелли нелицеприятно высказался о человеческой природе: человек по сути своей несовершенен, завистлив и зол; он может лгать, лицемерить, прибегать к жесткости. В дальнейших работах он дал человеку надежду на исправление: воспитание и образ жизни могут улучшить природу человека.
По Макиавелли, человек в своей жизни поневоле соприкасается с проявлениями как доброты, так и зла, и сам человек является носителем и добра, и зла; зло может перетекать в добро и наоборот. Невозможно не согласиться с этим: добрый по своей сути человек может стать злым, если, например, обидели его ребенка, а бандит может трогательно заботиться о своих близких.
Каким бы ни был человек по своей природе, при его вступлении в сферу политики он меняется – так считал Макиавелли. С этого времени человек действует по законам политической жизни. Если говорить о правителях, то они должны обладать «гибким нравом», позволяющим им «в зависимости от фортуны и обстоятельств» менять свое поведение от добра к злу и наоборот. Задача властителя в отношении общества – не дать злым человеческим качествам проявиться, подавлять зло. «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».
«Каждый видит, чем ты кажешься, мало кто понимает, что ты есть на самом деле» – эти слова Макиавелли написаны как будто для современных политтехнологов, которые призваны создавать кажущийся образ политика. Действительно, по представляемым образам политиков во время избирательных кампаний мы видим чуть ли не идеального человека: недостатки и пороки тщательно скрываются, а добродетели выводятся на первый план, но что они представляют собой на самом деле «мало кто понимает».
Макиавеллизм: разделение этики и власти
Для Макиавелли целью его жизни было создание сильного, объединенного государства, свободного от иноземного влияния. Он полагал, что во имя осуществления этой цели можно поступиться принципами морали и добродетели – именно так, с точки зрения мыслителя, может действовать государь. Отступать от морали политик мог в чрезвычайной обстановке, но отказ от следования нормам нравственности и морали не должен становиться общим правилом для всей деятельности правителей.
По выражению исследователя наследия Макиавелли, академика А.А.Гусейнова, «политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства». Политик должен быть готовым отступить от принятых в обществе ценностей – чести, достоинства, справедливости, и прибегнуть к моральному злу: жестокости, обману, лицемерию.
Может ли политик бесконечно быть аморальным? Нет, отвечает Макиавелли: действия зла «должны быть единичны».
Нельзя не признать, что Макиавелли, помещая государственные интересы выше частных, считал, что одни и те же моральные принципы неприменимы одинаково к правителю и подданному. Государь в интересах общественной безопасности может распорядиться о применении смертной казни по отношению к преступнику или преступникам – от этих кар пострадают «отдельные лица», а частное лицо не может убивать или грабить, так как это приведет к беспорядку, от которого пострадает все население.
Макиавелли призывал минимизировать зло в политике, если его не удается избежать: при выборе средств надо принимать «наименее скверное». Критерием при выборе средств должно быть отношение народа – не следует вызывать его ненависть. Правителю нужно уметь лавировать и владеть природой «как зверя, так и человека».
Часто Макиавелли называют апологетом тирании, так как на давний спор: что лучше, чтобы государя любили или боялись, он отвечает – если приходится выбирать, то надежнее выбрать страх: на любовь люди отвечают благодарностью, которой они, «будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». Именно это положение Макиавелли, полагают некоторые исследователи, легло в основу политики таких правителей как Иван Грозный. Но вряд ли Иван Грозный знал итальянский, а книга «Государь» в то время не была переведена на русский – так утверждает переводчик и исследователь Макиавелли Марк Юсим.
Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике
Небывалое возрастание интереса к идеям Макиавелли в нашей стране произошло во время проведения политики гласности при перестройке, когда были обнародованы многочисленные факты о злодеяниях Сталина и его команды. Некоторые исследователи нашли созвучие действиям Сталина и идеям Макиавелли. Тогда и появилось устойчивое мнение, что Сталин не был разборчив в средства, изучив и применив советы Макиавелли. Утверждают, что в библиотеке вождя видели книгу Макиавелли с пометками Сталина (местонахождение книги неизвестно). Но многие диктаторы становились такими, не зная о Макиавелли, вины здесь великого итальянца нет. Каждый, прочитавший книги Макиавелли, видит в его размышлениях то, что он хочет видеть, наподобие того, как каждый по-своему интерпретирует философские или священные учения. Люди психологически ищут в трудах мудрецов подтверждение своим собственным убеждениям.
Тезис Макиавелли о допустимости отступления от морали в чрезвычайной ситуации в настоящее время получил название «момент Макиавелли». В мирное время «момент Макиавелли» наступает, когда, например, правитель принимает суровое решение о крайних мерах по отношению к террористам или когда требуются жесткие ограничительные меры во время эпидемий.
Желающие найти у Макиавелли советы о том, как строить свою политику или как сформировать свой образ политика, таких советов не найдут. Для настоящего политика недостойно для подтверждения своей аргументации вырвать цитату из контекста работ мыслителя или использовать цитаты сомнительного происхождения из интернета. Нужно помнить, что речь идет о мыслителе XV века и не следует слепо переносить его тезисы на сегодняшнюю действительность. Не следует относиться к Макиавелли как к носителю особенных, универсальных знаний.
Нельзя не признать, что некоторые соображения Макиавелли звучат актуально, они помогают понять сложность политической сферы и невообразимую трудность управления государством. Несмотря на признание несовершенства человека, Макиавелли надеялся на победу добра с помощью добродетельного правителя: «Когда окажется много людей, способных к добру, некоторые из них – те, что будут более всех любезны Небу, – смогут претворить это добро в жизнь».
Читайте также: