Стилистические возможности слов и выражений

Обновлено: 22.12.2024

И.С.Тургенев назвал его великим могучим правдивым свободным Русский язык – один из самых богатых языков мира. Писатель считал, что величие языка свидетельствует о величии народа.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. К.Г.Паустовский

Чтобы научиться владеть языком, надо внимательно читать художественные произведения и знать законы словесности. Что необходимо для овладения языковым богатством?

Важнейший закон словесности Употребляйте слова языка в зависимости от условий высказывания Цель высказывания Место общения Собеседник

Слова и выражения употребляются нами в разных ситуациях. Ответ на уроке Разговор с другом Заявление о приёме на работу Сочинение Докажите, что об одном и том же предмете мы скажем по-разному в зависимости от стиля речи. Подумайте - пошевели мозгами

Подумайте! Где, в какой ситуации можно сказать … Водить за нос - обманывать Нести ответственность – отвечать головой Сказать- сказануть - изречь Действовать несогласованно – вразнобой – кто в лес, кто по дрова

На каком рисунке изображена светёлка, а на каком жилплощадь? Объясните, почему вы так решили?

Слова и выражения необходимо выбирать в соответствии с тем, каков стиль высказывания

среди людей одной профессии В компании близких людей Определите, какие из приведённых слов употребляются в научном тексте в официальных документах на митинге в неофициальном разговоре

в научном тексте в официальных документах на митинге в компании близких людей среди людей одной профессии среди людей одной профессии Гравитация, указ, следовательно, призываем, категория, голубушка, растяпа, долой, заявление, файл.

Укажите, в чём допущена ошибка на рисунках? Все предметы шмякаются на землю, таков закон. Ох, гравитация!

У слов есть особая «окраска», говорящая о том, в каком стиле речи они употребляются. Это качество слов называется их стилистической окраской или стилистическими возможностями. Стилистические возможности слов и выражений говорят об условиях их употребления в речи.

Используйте слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями! В некотором селе жил-был мальчик. Поступил он в школу. А школа была далеко от дома. Вот и просит он директора школы: дайте проездной билет на автобус. Заявление директору школы Прошу предоставить мне возможность купить проездной билет, для сего выделите мне из семейного бюджета 30 (тридцать) рублей. Разговор сына с матерью Какая ошибка допущена в этих высказываниях? Достигнут ли такие высказывания цели, на которую они рассчитаны? Почему?

Значения слов , а также указание на условия их употребления содержатся в толковых словарях. Стилистические пометы Разг. – разговорное, прост. – просторечное, книжн. – книжное, офиц. - официальное При пользовании словарями обращайте внимание на стилистические пометы, указывающие на то, в каких условиях следует использовать данное слово.

Найди в приведённых словах пары синонимов. Разговорные слова и выражения запишите в левую колонку, книжные – в правую. Вмешиваться, пульнуть, выучить, иллюстрация, загвоздка, дойти, привет, заучивание, как следует, препятствие, вытолкать, выдолбить, вымышленный, дело с концом, выгнать, высосанный из пальца, чин чином, зубрёжка, дотащиться, выстрелить, совать свой нос, здравствуй, картинка, финал. Выберите одну пару синонимов и составьте с ними два предложения. В каких условиях вы их употребите?

Выводы Итак, мы выбираем слова в зависимости от того, в каких условиях , в каком стиле речи их употребляем: в разговорном или книжном, с его официально-деловым, научным и публицистическим стилями. Одни слова пригодны для научной статьи, другие – для выступления на митинге, третьи – для официального документа, четвёртые – для разговора в неофициальной обстановке, пятые – для придания речи иронической окраски.

Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Читайте также: