Средствами выражения нормативности в русском языке являются
Обновлено: 04.11.2024
Орфографические нормы составляют специфику письменной речи и, закреплённые в правилах орфографии, обеспечивают грамотное, соответствующее единым нормам письмо.
«Для практических целей языкового общения соблюдение орфографических норм литературного языка так же важно и так же обязательно, как соблюдение всех других норм – лексических, грамматических, произносительных» [5; 70].
Орфографические нормы обладают значительной стабильностью, так как орфография – наиболее нормированная, подчиняющаяся чётким правилам и регламентациям область русского языка. Однако в языке имеют место различные орфографические варианты (биллиард и бильярд; матрас и матрац; Россия и Рассея). По мнению В.В. Виноградова, орфографических вариантов не должно быть, так как это «служит значительным препятствием не только к распространению высокой грамотности, но и помехой в овладении культурой русской речи» [3; 14]. Между тем появление орфографических вариантов в некоторых случаях неизбежно, оно является результатом письменно-речевой практики, изменения и развития языка под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований.
Принято выделять следующие группы орфографических вариантов:
1. Собственно орфографические – варианты, проявляющиеся на уровне письма и произношения (тоннель и туннель; матрас и матрац), связанные с использованием материально различных, но совпадающих по своей функции графем, не нарушающих тождества данного слова.
2. Грамматико-орфографические – варианты, различающиеся либо флексиями, либо формообразующими или словообразовательными аффиксами (крейсеры и крейсера; сахару и сахара; маменька и маманька).
3. Стилистико-орфографические – варианты, различное написание которых связано только с употреблением данного слова в определённом функциональном стиле и не нарушающее его фонематического тождества (давнопрошедшее время (научный стиль) – давно прошедшее время детства) [1; 70].
На наш взгляд, интерес представляет следующий подход к рассмотрению орфографических вариантов: орфографический вариант, его нормативность-ненормативность, стилистическая обусловленность употребления.
Можно отметить орфографическую вариативность, при которой каждый из двух вариантов является правильным, нормативным и не связан с определённой сферой употребления слова, со стилистической дифференциацией. Например, написание некоторых терминов: фиорд и фьорд; фиельды и фьельды; автотомия и аутотомия; купелирование и капелирование; тензометр и тенсометр; каратэ и карате. В современном русском языке одинаково правомерным являются написания ноль, нолик, нолевой и нуль, нулик, нулевой; будничный, будничность, буднично и буднишный, буднишность, буднишно. Некоторые слова возможны с формой пол- и с формой полу- : полслова и полуслово; полночный и полуночный.
Значительное место занимают варианты, различное написание которых является нормативным в рамках определённого функционального стиля, выбор варианта непосредственно связан со сферой употребления слова. Оба варианта отвечают требованиям нормы, но они обладают определённым функциональным своеобразием.
Стилистические орфографические варианты часто связаны с выразительными явлениями в системе языка, с его экспрессией. Например, для ряда написаний основанием выбора прописных – строчных букв является стилистическая принадлежность текста. Для орфографии публицистики характерно написание с большой буквы в особом стилистическом употреблении слов типа Мир, Человек, Братство, Отчизна, Родина, Честь, Учитель в контекстах, где им приписывается особый высокий смысл: Это первое чувство моё – Дружба (А.И. Герцен). Чувство Родины – самое высокое из всех человеческих чувств (В. Песков). Для художественной речи возможно употребление прописной буквы в написании нарицательных имён существительных для усиления экспрессивности и выразительности текста:
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть (А. Пушкин).
Широко используются в художественном стиле орфографические варианты, имеющие стилистическую помету разг. или прост., например: Это по нашим-то расейским дорогам! Хочешь прокачу? (Ф. Абрамов); Прошу Парфёныча: дай новые рукавицы, хоть одну, а он спрашивает – какую, правую или левую? (Ю. Щеглов).
Можно выделить орфографические варианты, в которых одно написание является нормативным, а другое – не соответствует норме литературного языка. В этом случае необходимо различать понятие ошибка и осознанное употребление ненормативного варианта. При соответствии задач адресанта и ожидании адресата нормативными можно считать любые неправильности. Такая множественность нормы «знаменует собой такой уровень развития языка, который предполагает сложную процедуру выбора наиболее адекватных средств выражения. А там, где этот выбор сделан некорректно, появляется ошибка» [2; 91].
Орфография художественного стиля речи характеризуется возможностью использования ненормативных орфографических вариантов с целью создания определённого художественного образа, речевой характеристики героя или для сохранения рифмы. Например, написание тыща вместо тысяча допустимо только как ритмико-стилистический вариант: Стою один на высоте три тыщи триста (Ф. Искандер); появление шн вместо чн в поэтических текстах объясняется необходимостью «спасти» рифму от разрушения:
Деревянные будки скворешен
Распевали. И месяц навешен
Был на голые ветки леска (Д. Самойлов).
Написания матерьял, матерьяльный могут встретиться в поэтическом тексте как необходимость сохранить размер и ритмику строки:
С какою силой мне она сияла!
Сравниться разве может с ней Луна!
Не из того, как видно, матерьяла
Ковалась в звёздной кузнице она! (Л. Вышеславский)
Написания што, штоб, нешто (в значении неужели) возможно при передаче речи персонажей в художественном произведении. Варианты выдь, выди, выду, будучи отражением на письме просторечного произношения, также могут быть использованы только как средство речевой характеристики героя в художественном тексте.
Возможно использование ненормативного написания в качестве ресурса художественного стиля речи: Дорогой Соседушка. Максим… (забыл, как по батюшке, извените великодушно!) Извените меня старого старикашку… (А. Чехов).
С одной стороны, «орфографический разнобой» мешает носителям языка грамотно оформлять свои мысли; с другой стороны, существуют такие орфографические варианты, наличие которых обогащает язык (варианты, имеющие стилистическую дифференциацию).
Стилистическая дифференциация орфографических вариантов не находит отражение в большинстве орфографических словарей. Только в «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.Р. Лопатина [4] приводятся стилистические варианты написания слов, от книжных до просторечных.
На наш взгляд, целесообразно знакомить учащихся 10-11 классов с орфографическими вариантами, имеющими стилистический характер, что будет способствовать обогащению их словарного запаса и грамматического строя речи, а также осмыслению функциональной значимости правил орфографии для письменной речи.
1. Букчина Б.З. Литературная норма и вариантность. – М., «Высшая школа», 1981. – 271 с.
2. Брусенская Л.А. многообразие нормы или грамматическая ошибка? // Русский язык в школе. – 2000, № 4. – С. 90-94.
3. Виноградов В.В. О необходимости усовершенствования нашего правописания // Вопросы русского правописания. – М., «Высшая школа»,1964. – С. 3-17.
4. Русский орфографический словарь / Под ред. В.Р. Лопатина. – М., 2000. -520с.
5. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Л., «Наука», 1983. – 134 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
СкрытьМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Орфографические нормы составляют специфику письменной речи и обеспечивают грамотное письмо. Орфография обладает значительной стабильностью, являясь строго нормированной областью русского языка. Рассматриваются причины появления орфографических вариантов как результат изменения и развития языка под влиянием разговорной речи, диалектов и заимствований.
Целесообразно знакомить учащихся 10-11 классов с орфографическими вариантами, имеющими стилистический характер, что будет способствовать обогащению их словарного запаса и грамматического строя речи, а также осмыслению функциональной значимости правил орфографии для письменной речи.
Читайте также: