Средства выражения грамматической связи
Обновлено: 21.11.2024
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
- Орг. Момент (1-2 минуты)
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)
Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.
Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.
- Работа над темой урока
Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».
Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.
Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».
Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.
Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.
Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.
Упр.64 - I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.
Читайте также: