Средства выражения грамматических значений

Обновлено: 04.11.2024

Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5) предлогов; 6) интонации; 7) вспомога­тельных слов.

С помощью окончания выражается: а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, место­имений: голубое неб-о, голубого неб-а; летящая птица, ле-тящ-ей птицы, летящей птиц-е; наша школ-а, нашу шко-л-у; б) значение падежа числительных: дв-а, двух, двум, дв­умя; пять-ø, пяти, пятью; в) значение лица, числа и рода глагола: сижу, сид-ишь, сид-ят; сидел-ø; сидела, сидели бы.

Одно окончание может выражать: а) только одно грамматичес­кое значение: три, тр-ех, тр-ем; себя, соб ой (значение падежа); читал а, писали (значение числа); б) два грамматических значе­ния: читала, читал-а (значения рода и числа); чернила, чернил­ами (значение числа, падежа); в) три грамматических значения: рыж-ую лис-у, высок-ий дом-ø (значения рода, числа и падежа).

Суффиксальным путем образуются: а) форма прошедше­го времени глагола: думал, видел, пахал; б) формы видов: узнатьузна-ва-ть, записать — запис- ыва-ть (несов. вид); в) формы залога: мытьмыть-ся, катать — кататься; г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый - бел-ее, редкий - редч- айш им.

В некоторых разрядах имен существительных суффикс со­вместно с окончанием выражает значение множественного чис­ла: муж — муж-j-a, зятьзять-j- а, сватсват- j- а, братбрат- j-а.

В существительных, обозначающих детей и детенышей жи­вотных, значение единственного числа, кроме окончания, пере­дается при помощи суффикса -онок (-енок), а множественного числа — при помощи суффикса -ат-(-ят-), например: дошкол­енок — дошколят-а, зайч-онок -- зайчата. В словах, обо­значающих грибы: опенок

опята, масленокмаслята.

Префиксальным путем образуются: а) формы превосход­ной степени прилагательных: лучшийнаи-лучший, высший — наи-высший; б) формы совершенного вида глаголов: чертить — на-чертить (таблицу), строить — по-строить (дом).

Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Ср: создать — созда-ва-ть, доказатьдоказ-ыва-ть. Самостоятельно (без других средств) ударе­ние редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед. ч. род. пад. и мн. ч. им. пад. существительных: дéл-а (нет) и делá (идут хо­
рошо); окнá (нет) и óкна (выходят на улицу); б) формы ви­-
дов: насыхать — насыпáть, разрезать — разрезáть.

Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значе­ний. Оно сопровождает аффиксацию, например: освет-и-тьосвещ-а-ть (т/щ), охлад-и-тъохлажд а ть (д/жд), присво-и-тъ— присва-ива-ть (о/а), собрать— собирать (ø/ и), послать — посылать (ø/ы).

Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (мате­риально выраженными и нулевыми): у дом-а, к дом-у, на дом-ø, в дом-ø, в дом-е; от трех, к трем; для кого, к к-ому, с к-ем, о к-ом.

Падежные значения неизменяемых существительных предло­ги выражают самостоятельно (без окончаний): пообедал в кафе (ср. в столовой), вышел из кафе (ср. из столовой), стояли у кафе (ср. у магазин-а). Однако в таких случаях в выражении падежных значений участвует не только предлог, но и управля­ющее слово, вся модель словосочетания. Это особенно нагляд­но выступает в тех случаях, когда тот или иной предлог упот­ребляется с несколькими падежами. Ср. конструкции с предло­гом в в значении направления (зайти в кафе, войти в депо, спуститься в метро — вин. п.) и места (сидеть в кафе, рабо­тать в депо, встретиться в метро — предл. над.). Ср. также сочетания с другими предлогами: положить подпальто (вин. пад.) — лежать под пальто (твор. пад.), сесть за пианино (вин. пад.) — сидеть За пианино (твор. пад.), наехать на такси (вин. пад.) — ехать на такси (твор. над.).

С помощью управления выражено падежное значение суще­ствительных в предложениях: Я доволен, (чем?) пальто (твор. пад.). На нашей улице нет (чего?) кафе (род. пад.).




В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Активную роль играет интонация в переда­че разнообразных оттенков значения повелительного наклонения.

Ср.: Сиди, не шевелись, нe упади. Встань! Сядь! Встать! Мол­чать! Читай. Основная область применения интонации для вы­ражения грамматических значений — синтаксис.

Вспомогательные слова, т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразую­щих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть сильнее грянетбуря! (Горький). Да здравствует труд! - и сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы; с помощью вспомогательных глаголов — формы будущего сложного: буду стараться, будетечитать; с помощью на­речий и прилагательных — формы сравнительной и превосходной степени: более чистый, менеечисто; самыйкрасивый; наи­менееподходящий.

Читайте также: