Средства выражения грамматических значений
Обновлено: 22.12.2024
Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей): 1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5) предлогов; 6) интонации; 7) вспомогательных слов.
С помощью окончания выражается: а) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голубое неб-о, голубого неб-а; летящая птица, ле-тящ-ей птицы, летящей птиц-е; наша школ-а, нашу шко-л-у; б) значение падежа числительных: дв-а, двух, двум, двумя; пять-ø, пяти, пятью; в) значение лица, числа и рода глагола: сижу, сид-ишь, сид-ят; сидел-ø; сидела, сидели бы.
Одно окончание может выражать: а) только одно грамматическое значение: три, тр-ех, тр-ем; себя, соб ой (значение падежа); читал а, писали (значение числа); б) два грамматических значения: читала, читал-а (значения рода и числа); чернила, чернилами (значение числа, падежа); в) три грамматических значения: рыж-ую лис-у, высок-ий дом-ø (значения рода, числа и падежа).
Суффиксальным путем образуются: а) форма прошедшего времени глагола: думал, видел, пахал; б) формы видов: узнать — узна-ва-ть, записать — запис- ыва-ть (несов. вид); в) формы залога: мыть — мыть-ся, катать — кататься; г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: белый - бел-ее, редкий - редч- айш им.
В некоторых разрядах имен существительных суффикс совместно с окончанием выражает значение множественного числа: муж — муж-j-a, зять — зять-j- а, сват – сват- j- а, брат —брат- j-а.
В существительных, обозначающих детей и детенышей животных, значение единственного числа, кроме окончания, передается при помощи суффикса -онок (-енок), а множественного числа — при помощи суффикса -ат-(-ят-), например: дошколенок — дошколят-а, зайч-онок -- зайчата. В словах, обозначающих грибы: опенок
опята, масленок — маслята.
Префиксальным путем образуются: а) формы превосходной степени прилагательных: лучший — наи-лучший, высший — наи-высший; б) формы совершенного вида глаголов: чертить — на-чертить (таблицу), строить — по-строить (дом).
Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Ср: создать — созда-ва-ть, доказать — доказ-ыва-ть. Самостоятельно (без других средств) ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например: а) формы ед. ч. род. пад. и мн. ч. им. пад. существительных: дéл-а (нет) и делá (идут хо
рошо); окнá (нет) и óкна (выходят на улицу); б) формы ви-
дов: насыхать — насыпáть, разрезать — разрезáть.
Чередование звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматических значений. Оно сопровождает аффиксацию, например: освет-и-ть — освещ-а-ть (т/щ), охлад-и-тъ — охлажд а ть (д/жд), присво-и-тъ— присва-ива-ть (о/а), собрать— собирать (ø/ и), послать — посылать (ø/ы).
Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми): у дом-а, к дом-у, на дом-ø, в дом-ø, в дом-е; от трех, к трем; для кого, к к-ому, с к-ем, о к-ом.
Падежные значения неизменяемых существительных предлоги выражают самостоятельно (без окончаний): пообедал в кафе (ср. в столовой), вышел из кафе (ср. из столовой), стояли у кафе (ср. у магазин-а). Однако в таких случаях в выражении падежных значений участвует не только предлог, но и управляющее слово, вся модель словосочетания. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда тот или иной предлог употребляется с несколькими падежами. Ср. конструкции с предлогом в в значении направления (зайти в кафе, войти в депо, спуститься в метро — вин. п.) и места (сидеть в кафе, работать в депо, встретиться в метро — предл. над.). Ср. также сочетания с другими предлогами: положить подпальто (вин. пад.) — лежать под пальто (твор. пад.), сесть за пианино (вин. пад.) — сидеть За пианино (твор. пад.), наехать на такси (вин. пад.) — ехать на такси (твор. над.).
С помощью управления выражено падежное значение существительных в предложениях: Я доволен, (чем?) пальто (твор. пад.). На нашей улице нет (чего?) кафе (род. пад.).
В морфологии грамматические значения редко выражаются при помощи интонации. Активную роль играет интонация в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения.
Ср.: Сиди, не шевелись, нe упади. Встань! Сядь! Встать! Молчать! Читай. Основная область применения интонации для выражения грамматических значений — синтаксис.
Вспомогательные слова, т.е. слова, не обладающие своим лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью формообразующих частиц образуются формы повелительного наклонения: Пусть сильнее грянетбуря! (Горький). Да здравствует труд! - и сослагательного наклонения: отдохнул бы, поспал бы; с помощью вспомогательных глаголов — формы будущего сложного: буду стараться, будетечитать; с помощью наречий и прилагательных — формы сравнительной и превосходной степени: более чистый, менеечисто; самыйкрасивый; наименееподходящий.
Читайте также: