Сравнение предметов уточнение лексического значения слов и выражений
Обновлено: 04.11.2024
1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.
2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.
3. Подбирать синонимы к прилагательным.
4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.
5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Ход работы
Воспитатель: «Ребята! Начинаем мы с вами занятие по развитию речи. Сели красиво, удобно. К занятиям готовы?»
Дети кивают головой.
Воспитатель: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы? Как мы отличаем один предмет от другого?»
Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и их обобщает наблюдениями (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).
Воспитатель: «Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы?»
Дети: «Из дерева»
Воспитатель: «Как одним словом можно сказать, какие это предметы?»
Дети: «Деревянные»
Воспитатель: «Назовите, какие предметы делают из дерева?»
Дети называют: «Стол, стул, ложка и т. д.»
Затем воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задаёт аналогичные вопросы, дети на них отвечают.
Воспитатель: «А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как же, ребята, мы сможем их различить?»
Дети: «По именам»
Воспитатель: «Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется?»
Воспитатель: «Что означает слово мяч?»
Дети: «Это игрушка; она круглая и т. п.»
Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Вот прыгает и скачет
И ничего не значит
Воспитатель: «Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». Ребята! На прошлом занятиивы придумывали сказку: «Как ёжик выручил зайца. Пожалуйста, вспомните, какой был в сказке ёжик?»
Воспитатель: «Да, смелый. А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый»
Дети: «Храбрый, отважный»
Воспитатель: «А какой был заяц?»
Дети: «Трусливый»
Воспитатель: «Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу»
Дети: «Боязливый, пугливый»
Воспитатель: «Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой…»
Дети придумывают рассказ, дают ему название и оценку. Затем воспитатель проводит физкультминутку. Все образуют хоровод, воспитатель встаёт в середину.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
С такими глазами.
С такой головой,
С такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах – руки в стороны; о глазах – приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове – руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде – движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Воспитатель в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идёт кто-нибудь другой и всё повторяется.
После каждого предложения воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли так сказать? Как нужно сказать правильно?»
Если кто-то отвечает неправильно, воспитатель обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?»
Воспитатель: «Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берёшь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко»:
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и (притих)
Ждёт он и вздыхает:
Слова (не хватает)
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,-
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит (тень).
Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется (горох!
Вот чудак,- смеётся брат,-
Твой горох ведь это (град).
Слова в скобках произносят дети.
Воспитатель: «Ребятки, в конце занятиямы с вами закрепим нашу тему и поиграем в игру: «Сделано из…»И так начинаем:
Ложка из дерева – (деревянная)
Сок из винограда – (виноградный)
Сковорода из чугуна – (чугунная)
Сок из сливы – (сливовый)
Посуда из дерева – (деревянная)
Сок из клюквы – (клюквенный)
Шапка из меха – (меховая)
Сок из брусники – (брусничный)
Сок из моркови – (морковный)
Кувшин из глины – (глиняный)
Сок из лимона – (лимонный)
Блузка из шёлка – (шёлковая)
Сок из граната – (гранатовый)
Сок из апельсина – (апельсиновый)
Стол из пластмассы – (пластмассовый)
Платок из шерсти – (шерстяной)
Воспитатель проводит эту игру с мячом по кругу, таким образом в игру вовлечены все дети.
Воспитатель: «Наше занятие, ребята, с вами закончено. Особенно мне понравилась сегодня работа (называет ребят). Невнимательными были, надеюсь, что в следующий раз они будут лучше готовы к занятию. Спасибо всем ребятам».
Публикации по теме:Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.
Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.
Читайте также: