Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров
Обновлено: 22.12.2024
Материалы для тренировки и закрепления по теме « Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения»
1. Конструирование текста. Из предложений собрать текст :
1.Она высоко над землей подвесила к ветке березы
легкую корзиночку, сплетенную из пеньков, стебельков,
волосков и шерстинок. 2.В воздухе - дом у иволги. 3. Прямо удивительно,
как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку.
4.В корзиночке лежат иволгины яйца.
2. Найти в тексте лишнее по смыслу предложение.
1.Слово является важной составляющей нашего общения.2. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. 3.На народных диалектах говорили преимущественно крестьяне разных областей России, ремесленники, дворня, вообще – классы, незатронутые просвещением. 4.Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.
3. В тексте перепутаны абзацы, восстановите текст. (1,2,3 – номера абзацев)
1. А ведь правильная, грамматически выверенная речь, - это отнюдь не врожденное качество. Каждому из нас дана возможность научиться высказывать свои мысли правильно и красиво. Как говорят, было бы желание, а время и возможность можно найти всегда.
2. Правильная речь - атрибут успешного человека
3. Филологи все чаще сетуют, что в наше время правильная речь встречается все реже. И с этим трудно не согласиться. Прислушайтесь к тому, что говорят по телевидению, по радио, вчитайтесь в тексты газетных публикаций: очень редко мысль выражается на чистом русском языке. Чаще всего – ассорти неологизмов, жаргонных выражений, иностранных слов. Конечно, нашу речь воспитывает окружающая атмосфера, технический прогресс и развитие науки.
4. По перечню слов и словосочетаний определить, на какую тему можно написать текст.
Речь подростков, сквернословие, порок, вседозволенность речи, болезнь интеллекта, проблема.
Задание №4: «Речь подростов- «болезнь» 21 века».
Контрольный материал по теме « Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения»
1) Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат…ся до моей кровли. 2) Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. 3) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками.
4) Вид с трех сторон у меня чудес…ный. 5) На запад пят…главый Бешту сине…т, как «последняя туча рас…еян…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва…т всю эту часть неб…склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн…язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы всё синее и туман…ее, а на краю горизонта тян…тся серебр…ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…ч…ваясь двуглавым Эльборусом…
6) Весело жить в такой земле! 7) Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. 8) Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего(бы), кажется, больше? 9)Зачем тут страсти, желания, сож…ления. 10)Однако пора. 11)Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся всё вод…ное общество.
Вопросы и задани я:
1.Определите, к какому типу речи относится текст?
2. Докажите, что перед вами текст.
3. Определите вид связи между 1 и 2 предложением.
4. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?
5. Какие ещё средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
6. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.
7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте и объясните орфограммы.
1) Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. 2) Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. 3) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.
4) Вид с трех сторон у меня чудесный. 5) На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разнозычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом…
6) Весело жить в такой земле! 7) Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. 8) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего-бы, кажется, больше? 9)Зачем тут страсти, желания, сожаления. 10)Однако пора. 11)Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.
1) текст относится к описанию местности, художественный стиль.
2) перед нами текст, так как все предложения имеют общий смысл, связаны между собой интонацией и смысловой нагрузкой
3) интонация, морфологические средства
4) это слова эпитеты по всему тексту ( красочное описание)
5) гипербола, сравнение.
Читайте также: