Составление связного высказывания на заданную тему в том числе на лингвистическую
Обновлено: 04.11.2024
Тема. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую .
Цель работы:
- составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
- подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
Продолжительность занятия:2ч
Дидактическое оснащение:
-учебники, комментарии к цитатам.
Задание 1. Познакомьтесь с теоретическим материалом: « Алгоритм для понимания исходного текста»:
1) О чем говорится в тексте? (Тема текста).
2) Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста).
3) Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста).
4) Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста).
При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни. В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этой информации нельзя понять содержание текста и написать сочинение.
Структура высказывания (сочинения - рассуждения)
1) Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);
2) Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);
3) Заключение (выводы).
Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.
Готовая работа может выглядеть следующим образом:
1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);
2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);
3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;
4 абзац. Записываются выводы.
2. Выберите одно из заданий: А или Б
Задание 2. Прочитайте текст. Используя алгоритм, напишите сочинение - рассуждение. Определите позицию автора и сформулируйте собственную позицию, подобрав 2 аргумента.
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обокраденной тысячами собственных нравственных уродов.
Задание 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Порядок работы:
-знакомство с теоретическим материалом, ответы на вопросы;
- знакомство со структурой высказывания (сочинения - рассуждения);
- создание устных и письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Читайте также: