Смысл выражения у огня снежинку разобрать

Обновлено: 04.11.2024

«У ОГНЯ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ» (ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В ШКОЛЕ) - тема научной статьи по народному образованию и педагогике из журнала Русский язык в школе

Текст научной статьи на тему ««У ОГНЯ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ» (ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В ШКОЛЕ)»

«У огня снежинку разобрать»

(Об особенностях филологического анализа текста в школе)

Филология «всегда рассматривалась как наука понимания»1. Анализ художественного текста позволяет читателю заглянуть за «фактуальную завесу» произведения и увидеть образ автора, разгадать замысел писателя, скрытые смыслы текста.

Филологический анализ художественного текста, базирующийся на основе синтеза данных лингвистического, лингвостилистического и литературоведческого анализов, сегодня, бесспорно, является приоритетным видом работы с художественным текстом.

В течение нескольких лет мы занимаемся разработкой практических вопросов, связанных с методикой организации филологического анализа художественного текста на уроках словесности в средней школе. Под уроками словесности мы понимаем как уроки литературы, так и уроки русского языка, на которых решаются следующие задачи:

1) формирование у школьников умения видеть в художественном тексте интересный языковой факт;

2) совершенствование умения осуществлять грамотный лингвистический разбор интересующих нас языковых фактов;

3) формирование умения интерпретировать образ, созданный с помощью найденных языковых (речевых) особенностей.

Сформулированные задачи, безусловно, трудны для школьников. Работу по анализу текста можно сравнить с

действием «у огня снежинку разобрать» (Н. Матвеева), тем более что единственно правильного и исчерпывающего толкования текста нет. Важно отметить другое — возможности, которые дает урок словесности: во-первых, вчитаться в текст, «помедлить над строкою»; во-вторых, выработать умение грамотного, корректного подхода к интерпретации художественного текста2, что способствует решению важной для современной школы задачи — формирования интереса к чтению, к языку, к национальной культуре.

При разработке уроков словесности перед учителем всегда возникают вопросы: с чего начать, чтобы текст «открылся» школьникам? С поиска образа автора? С анализа речевых структур художественного текста? Такой подход перспективен, так как прямая речь персонажей дает возможность получить подчас исчерпывающую характеристику того или иного героя, а несобственно-прямая речь позволяет «проникнуть» в «ненаблюдаемый» мир этого героя, «понять скрытые, интимные моменты психической и духовной жизни персонажа»3.

Выявление ведущих семантических оппозиций, дающих ключ к понима-

1 Николина H.A. Филологический анализ текста. - М., 2003. - С. 11.

Остренкова Марина Анатольевна, кандидат филол. наук, преподаватель вуза.

2 Примеры некорректного «обращения» с художественным текстом нередко встречаются в работах студентов, сводящих филологический анализ к вопросу об изобразительно-выразительных средствах и прогнозирующих в конспектах (в качестве образцовых) ответы учеников типа: «Сравнение наделяет текст образностью и эмоциональностью»; «Метафоры выполняют изобразительно-выразительную роль» и т.д.

3 Гореликова М. И., Магомедова Д. М. Лингвистический анализ художественного текста. - М„ 1989. - С. 17.

нию внутреннего строения текста, к определению ведущего конфликта в художественном мире текста, также отметим как очень продуктивный путь анализа. В. Шкловский в статье «Тетива. О несходстве сходного» отмечает: «Основа всякого искусства всегда конфликт, вскрытие через несовпадение сущности явления. Поэтому и анализ художественного произведения — анализ конфликтов в самом способе выражения»4.

Составление словаря поэтического текста — словаря, который, по мнению Ю. М. Лотмана, «будет представлять в первом приближении его универсум, а составляющие его слова — заполнение этого универсума», а отношения между ними будут восприниматься «как структура мира»5, — поможет исследователю выявить тематические повторы, ассоциативные переклички, что, в свою очередь, позволит установить ведущие семантические признаки словесных образов текста. Понять словесный образ — значит понять образ литературно-художественный .

Наблюдение над заглавием текста — тоже один из эффективных путей, так как заглавие — сильная позиция текста, «нераскрытое, компрессированное содержание текста»6, и именно заглавие может восприниматься как эстетическая доминанта художественного текста.

В данной статье мы хотим познакомить учителей с уроком словесности, в основе которого лежит наиболее традиционная, на наш взгляд, методическая модель. Ведущим приемом в этой модели является прием нахождения ключевых образов текста. Основу «методического арсенала» урока составляют различные виды языкового разбора. Мы убеждены, что из языкового знака можно извлечь большую часть эстетической информации художественного текста. Данные лингвистического анализа помогают найти и понять скры-

4 Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного // Собр. соч.: В 3 т. - М., 1974. -Т. 3. - С. 628.

5 Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. -СПб., 1996. - С. 92.

6Гальперин И. Р. Текст как объект лин-

гвистического исследования. - М., 1963. -

тый смысл, невыраженные мысли, не высказанные в слове чувства.

— Наш урок мы назовем уроком-ис-следованием художественного текста. Исследование, как процесс творческий, предполагает поиск неизвестного, получение новой информации, доказательство ее истинности. Исследование художественного текста складывается из двух составляющих: анализа языковых элементов художественного текста, которые, по мнению исследователей, обладают эстетическими8 свойствами, и интерпретации этих элементов и их роли в тексте.

Я предлагаю провести исследование текста стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога. ». Для Есенина природа — вечная красота и вечная гармония. Нежно и заботливо природа врачует людские души, снимает напряжение и боль пережитого.

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Вот почему любое стихотворение поэта о природе — это прежде всего слово о человеке, его настроениях, о высоком стремлении понять себя, свои поступки, свою жизнь через мудрость и вечность природы.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога. » — это не только прекрасный лирический пейзаж, но и откровенный рассказ поэта о себе. (Учитель выразительно читает стихотворение Есенина.)

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.

7 В разработке урока принимала участие студентка V курса факультета русской филологии и культуры Я ГПУ им. К.Д. Ушинского Калаби-на Евгения.

8 Учащиеся должны знать термин «эстетическая функция», так как при изучении стилей речи, в частности темы «Язык художественной литературы как специфическая разновидность русского литературного языка», учитель объясняет содержание данного термина и показывает, какими эстетическими свойствами обладает языковой факт в художественном тексте.

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров. И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. 1916

— Перед нами удивительная картина осеннего вечера. Этот вечер наполнен звуками. Какими? Назовите слова, которые обозначают не только действие, но и звук, сопровождающий его. Определите часть речи этих слов. Можете называть слова в той форме, в которой они употреблены в тексте.

— Глаголы жует, шепчет, охает. Существительное вздох.

— А глагол крадется обозначает действие не только неспешное, но и еле слышное.

— В стихотворении есть слова, которые не являются звукообозначениями, но за счет звукового сходства участвуют в создании «акустического» образа осеннего вечера. Приведите примеры из текста.

— Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины; Кого-то нет, и тонкогубый ветер / О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

— Зачем автор использовал этот прием?

— Автор использует прием аллитерации. В тексте много слов, содержащих буквы, обозначающие шипящие звуки. Они передают звуки увядающей природы, голоса живых и одушевленных фантазией поэта неживых предметов.

— Осенний вечер наполнен звуками приглушенными, тихими, и лишь один тонкий звон — как звук натянутой струны. Найдите и прочитайте эти строчки.

— Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, / Целует клюв нахохленной совы.

— Существительное звон обозначает звонкий звук, он может быть и громким. Сохраняется ли это значение в тексте? Какой метафорический эпитет использован к слову звон?

— Тощий звон. Наверное, это звук вовсе не яркий, не громкий, а, наоборот, едва уловимый, очень тонкий, который можно услышать лишь в тишине осеннего вечера.

— Все в этом вечере вызывает у поэта душевный отклик. Посмотрите, в пятой строфе в строке И нежно охает ячменная солома есть непоэтичные слова: солома, ячменный; в этой же строфе слово хлев, в третьей строфе труба, печь — слова, обозначающие бытовые реалии, но поэту дорого все, он поэтизирует крестьянский быт, милую сердцу малую родину. Появляется наречие нежно, которое создает очень выразительную, поэтичную характеристику действия. Подтвердите наблюдения другими примерами из текста.

— В словосочетании ласково крадется наречие ласково тоже выражает авторскую оценку.

— Обратите внимание на то, что сочетание слов не совсем обычно. Составьте словосочетания с глаголом крадется и словосочетания с наречием ласково по схеме «глагол + наречие».

— Крадется тихо, крадется неслышно-, ласково сказать, ласково посмотреть, ласково погладить.

— Движение (а глагол красться — глагол движения, перемещения) может быть не только тихим, неслышным, но и ласковым. Не только в звуках, но и в движениях осеннего вечера разлиты нежность и легкая грусть.

Теперь обратим внимание на то, в какие цвета окрашен вечер. В первой строке стихотворения благодаря инверсии на первое место вынесено цве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: