Смысл выражения нравственность верующего человека

Обновлено: 04.05.2024

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[1].

У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]»[2], а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя»[3].

Пророк Мухаммад сказал: «Возвращай вверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя!»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, верующий (му’мин) своей воспитанностью и проявлением нравственности (благородным нравом) [постепенно] достигает степени [постоянно] постящегося и молящегося»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) предупреждал: «Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершенные им благородные поступки) [а это и доброе выражение лица, и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]»[6].

То есть, например, десять единиц вознаграждения от Бога, приобретенные от высоконравственного, благородного поступка по отношению к другим, будут значительно более весомыми, нежели десять единиц, зафиксированные ангелами в результате совершения дополнительной молитвы-намаза.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если соседи твои говорят о тебе как о хорошем человеке [рассказывая о тебе другим], то ты являешься таковым. Если они говорят о тебе как о плохом человеке, то именно таким ты и являешься [а потому относись к соседям благосклонно, какими бы они ни были[7]. Это воспитает в тебе добрые манеры верующего человека и облагородит]»[8].

Однажды к пророку Мухаммаду пришел человек и спросил: «Как мне узнать, совершив хорошее дело (поступок), что оно действительно было хорошим, а совершив плохое, что оно действительно было плохим?» Пророк (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Если твои соседи [кем бы они ни были по национальности, вероисповеданию, статусу] скажут, что ты сделал хорошее [ты можешь быть примером для других], то это так и есть. Если они скажут [когда спросят у них о тебе], что ты сделал плохое, то так оно и есть»[9].

Выстраивание хороших отношений с другими людьми — крайне важно в мусульманской культуре, особенно если они твои соседи. К этому призывает не только данный хадис, но и многие другие аяты (строки Корана) и хадисы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшие среди людей — это те, кто наиболее полезен другим»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, вы не овладеете людьми [не сможете расположить их к себе лишь] посредством богатств своих, однако [сможете] — ясным ликом [открытостью, благожелательностью] и высокой нравственностью»[11].

Пророк Мухаммад сказал: «Следуй верному пути [не совершай преступлений, сторонись явно запретного (спиртное, прелюбодеяние, ложь); выполняй в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и обществом — религиозная практика[12] и созидательная социальная активность] и пусть твой нрав пред людьми [независимо от того, кто они по национальности или вероисповеданию] будет хорошим (прекрасным) [лучшим]! [Будь примером для других и украшением общества, в котором живешь! Пусть набожность твоя пред Богом проявляется в правильности дел твоих!]»[13].

У пророка Мухаммада однажды спросили: «Что больше всего способствует становлению человека обитателем Рая?» Он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Наличие высоких нравственных качеств»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наутро все органы человеческого тела наставляют его язык: «Побойся Бога! Мы ведь с тобою заодно: если последуешь верному пути [не лгать, не клеветать, не оскорблять других и не наговаривать на них; будешь говорить лишь добрые и вежливые слова, благодарить Творца и не станешь жаловаться], тогда и мы последуем этому пути [нас ожидает Божья награда и милость в земной обители и в вечной]. Но если ты собьешься с пути [благодарности Бога и праведности, греша и игнорируя мудрые наставления], тогда и мы собьемся [нас ожидает Божье наказание, даже если не в земной обители, то непременно в Аду, в обители вечной]»[15].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Лучшими из числа верующих являются те, у кого лучший нрав [наилучшие нравственные характеристики; воспитанность]»[16].

Пророк Мухаммад сказал: «Наилучшим из вас [именно] как мусульманин (покорный Богу) является тот, кто наилучший по нравственным качествам (по своей воспитанности), если приобрел понимание [умеет думать, анализировать, правильно применять. То есть не только воспитан, но и мудр, умен][17].

Сподвижник пророка ‘Абдулла ибн ‘Амр сказал: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда не вел себя неприлично (непристойно; безнравственно, беспутно; никогда грубо не разговаривал). Он, посланник Божий, говорил: «Поистине, наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным качествам [хорошо воспитан и благороден]»[18].

Поведение человека, его отношения с другими людьми, его реакции на различного рода обстоятельства — все это отражение силы веры в Бога и неотвратимость Судного Дня. Вера призвана преображать людей изнутри и облагораживать извне, но сколь редко можно это встретить в повседневных реалиях жизни. Хадис не говорит об отсутствии эмоций и реакций, он говорит о порядочности и воспитанности.

Пророк Мухаммад говорил: «Поступи благородно по отношению к тому, кто сделал что-то злое, подлое в твой адрес, ведь именно в таком случае ты будешь мусульманином [то есть покорным Богу, а не эмоциям, эгоизму и собственному «Я»]». Иисус, сын Марии, в свое время сказал: «Благородство — это когда ты делаешь хорошее тому, кто сделал тебе плохое, а не то, когда ты сделал хорошее в ответ на хорошее»[19].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[3] См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

[4] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 393, хадис № 1267, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 392, хадисы № 3534, «сахих» и № 3535, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 308, «сахих».

[5] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2098, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 523, хадис № 4798, «сахих».

[6] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 492, хадис № 8046, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 523, хадис № 4799, «сахих»; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 230, хадис № 481, «сахих».

Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 585, хадисы № 2007–2010.

[7] Неважно, кто наш сосед, сослуживец или родственник, даже если он плох и невоспитан, появление его на нашем жизненном пути — Богом данное нам обстоятельство, Божья милость и чудесная возможность облагородить свой нрав и подняться на новый уровень. Уровень вдыхания красоты жизни и ощущения ее великолепия, переходящие в Божье прощение, милость и благословение на райскую обитель в вечности.

[8] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 48, хадис № 688, «сахих».

[9] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 456, хадис № 4222, «сахих». Там же. С. 456, хадис № 4223, «сахих».

[10] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 246, хадис № 4044, «хасан».

[11] Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 506; аль-Хайсами А. Муджма‘ аз-заваид ва манба‘ аль-фаваид. В 10 т. Каир: аль-Кудси, [б. г.]. Т. 8. С. 22; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 411.

[12] «Читай вслух [о Мухаммад] то, что внушено тебе Божественным Откровением из Книги [читай, перечитывай строки Священного Писания, вдумываясь в их смысл, что полезно для всякого верующего], и выстаивай молитву. Воистину, молитва[-намаз] удаляет человека от развратного (распутного) [например, от прелюбодеяния, употребления спиртного] и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) [того, что вступает в явное противоречие со здравым рассудком, например невоспитанное поведение и отсутствие элементарных норм порядочности. Обязательная молитва пробуждает в человеке благородные чувства, прививает положительные качества, особенно если он самосовершенствуется и видит для себя в этом необходимость]. Упоминание Всевышнего (зикр) [что является также и одной из главных составляющих молитвы-намаза] — величайшее [из деяний]. Аллах (Бог, Господь) осведомлен обо всем, что вы делаете» (Св. Коран, 29:45).

[13] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 66, хадис № 993, «хасан».

[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 2. С. 291.

[15] Хадис от Ибн Хузеймы; св. х. ат-Тирмизи, а также от Абу Са‘ида; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 34, хадис № 454, «сахих».

[16] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1293, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 459, хадис № 4259, «хасан».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (филь-адаб). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4115, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 640.

[18] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1101, хадис № 3559; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 949, хадис № 68–(2321); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 330, хадис № 1975, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 243, хадис № 3984, «сахих»; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад. Т. 2. С. 316; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 225, 226, хадис № 477, «сахих».

[19] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 537.

Читайте также: