Слово как целое высказывание
Обновлено: 21.11.2024
Традиционно объектами лингвистического анализа являются слово и словосочетание. Слово представляет собой основную структурно-семантическую единицу языка, которая служит для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности. Словосочетание также служит средством номинации предметов, явлений, процессов, качеств. Но лишь высказывание, являясь единицей речевого общения, соотнесено с ситуацией и ориентировано на участников речи. Высказывание как единица речевого общения учитывает коммуникативную ситуацию, в нем излагается позиция говорящего с учетом знаний и возможной реакции собеседника. Совершенно очевидно, что мы говорим обычно не разрозненными словами и не отдельными фразами; все носители языка говорят только развернутыми текстами, и наша речь включена в деятельность более высокого порядка, нежели просто речевое общение (ради общения).
Сами по себе языковые знаки проявляются только будучи телсстово-связанными, они могут иметь смысл только как связанные единицы, несмотря на то что они образуют тексты щ передают содержание текста. Если мы хотим понять, чту есть данное слово и как оно соотносится со своим значением, следует обязательно принять во внимание, что слова в реальном общении включены в предложения, в тексты и в ситуации. При этом семантика слов в тексте может значительно отличаться от семантики изолированных слов, поскольку только в тексте слово получает свое основное значение и осмысление.
Тем самым обращение к семантике текста при анализе речевого общения является объективным и закономерным явлением, поскольку основано на всеобщей связи и взаимодействии языковых единиц в процессе их функционирования. Результатом такого взаимодействия языковых единиц является то обстоятельство, что при определении содержательной стороны Языковых единиц одного уровня требуется обращение к единицам более высокого уровня вплоть до текста. А текст является в данном случае предельной единицей на знаковом уровне. Все это делает необходимым при решении семантических вопросов учитывать сферу употребления, функционирования языковых единиц — т. е. текста.
Кроме того, за интересом ученых к тексту скрывается интерес к проблемам языкового сознания, представляющего собой внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности с помощью языковых знаков. За интересом к тексту стоит и интерес к языковой личности и образу мира человека, поскольку в каждом тексте проявляется языковая личность, владеющая системой языка.
В настоящее время в лингвистике насчитывается более трехсот определений текста. Среди них есть такие, которые не показывают существенной разницы между текстом и словом, между текстом и предложением: «Текст — это определенная последовательность языковых компонентой, которая носит линейный ограниченный характер». Совершенно очевидно, что и слово — это «последовательность языковых компонентов», и предложение тоже «носит линейный и ограниченный характер».
Среди определений текста имеются и семантически неполно-значные, например: «Текст — это эмпирическое явление, обладающее единой значимостью. Мы создаем его, когда говорим или пишем». Несмотря на то что тут подчеркивается семантическое единство текста, в этом определении нет указания на функцию текста обеспечивать структурацию человеческой деятельности.
Одно из самых удачных определений текста принадлежит отечественному филологу И. Р. Гальперину: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку».
В этом определении отмечаются целостность текста, связность его элементов и функциональная направленность — правда, при этом предполагается, что текст существует только в письменной форме.
2. ВКЛЮЧЕННОСТЬ ТЕКСТА В НЕРЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
При психолингвистическом анализе речи существенным является ее понимание как средства структурации деятельности коммуникантов. Текст как единица коммуникации включен в отношения между говорящими, он структурирует деятельность, регулирует и планирует отношения между говорящими.
Общение коммуникантов представляет собой контекстдля высказываний, объединенных в текст. Именно в общении текст получает свое значение, и именно на основе общения он может быть понят и проинтерпретирован адекватно замыслу автора.
В том случае, если слушающий не включен в деятельность, которую текст структурирует, говорящий должен дать гораздо более подробное описание этой деятельности. Тем самым очевидно, что текст должен быть достаточно полным в плане отражения деятельности, предшествующей его появлению. Он заведомо может быть отчужден от этой деятельности (например, написан много лет назад), и только на основе его знаковой формы читатель должен быть в состоянии восстановить последовательность событий и ход рассуждений участников деятельности.
Текстможет и не отражать реальные события. Так, в художественном тексте строятся несуществующие миры, которые являются плодом авторских представлений о действительности и даже сочетаний в реальности несочетаемого. В этом случае когнитивная и эмоциональная структурация «возможного мира» подчиняется закономерностям авторского сознания — в том числе языкового.
Читайте также: