Синтагматическая организация высказывания нарушена при
Обновлено: 21.11.2024
Моторная афазия. Нарушение возможности артикулировать слова и пользоваться речью при сохранности элементарных движений оральной сферы. Нарушается речь как говорение.Брока впервые 100 лет назад описал синдромы моторных афазий и локализовал лежащее в его основе поражение в нижнем поясе третьей лобной извилины левого полушария. Проявления в ряде апраксических расстройств работы орального аппарата.
1) Эфферентная моторная афазия (афазия Брока). Поражение 44 поля – нижние отделы премоторных областей лобной доля. Нарушение кинетической стороны речи. Грубые случаи: нечленораздельные звуки, в речи остается эмбол (речевой стереотип), который остается и произносится постоянно (м.б. ругательное слово). Больной слышит, что говорит что-то не то. Пытается эмболом выразить все. Легкие случаи: могут произносить слоги, но не могут выражаться. Персеверации – постоянный повтор. Фразы в речи – вещь недоступная. Основное нарушение: кинетический фактор (плавное переключение). Оттормаживание и актуализация последующего. Для плавной речи. Правильная временная последовательность движений. Возникают нарушения в автоматизации речи. Аграмматизм, выпадение глаголов (телеграфный стиль). Человеком это осознается. Лечение: фаза растормаживания – первая. Вторичные нарушения касаются письма, чтения и даже понимания речи. В норме идет артикуляция при письме и чтении. В грубых случаях: понимание речи нарушено из-за нарушения плавного проговаривания.
Сенсорная афазия (афазия Вернике). Возникает при поражении зоны Вернике. Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (22 поле). Нарушено восприятие. Фонематический слух страдает (то есть умение отличать один звуе от другого на слух). Грубые случаи: не понимают обращенную к ним речь. Воспринимают ее как нечленораздельные шумы. Говорить не могут, нет звукового анализа. Их речь – «словесный салат». Отчуждение смысла слов – перестает стоять образ за данным словом. В норме – если долго повторять слово. Больной заменяет звуки, похожие по звучанию (б-п; в-г). При письме то же самое. Нарушается чтение, письмо, устный счет. Больные общительны (жестикуляция, интонация и т.д.). Обследование проводится по письменным инструкциям. В менее грубых случаях мы проверим фонематический слух и быстро говорим инструкцию: повторить слова: дом, лес, кот, а больной произносит: в дом влез кот. Потом пробы с усилением помех, усложненные - сенсибилизированные.
Акустико-мнестическая афазия. Поражение 2-ой височной извилины (средние отделы височной коры мозга). 21, 37 поля. Снижение объема слухо-речевой памяти. Больной правильно понимает речь, но не способен удержать даже небольшой слухо-речевой материал. При беседе наблюдается феномен реминисценции - отсроченно воспроизводит материал лучше, чем непосредственно. Объем памяти снижается до 2 – 3 элементов. В грубых случаях больной не может удержать даже несколько звуков в памяти. В менее сложных случаях-простые короткие фразы Больной понять может. Механизм: влияние интерференции (какой-то помехи). Повышено ретро- и проактивное торможение следов памяти. Ретро- последующая информация выталкивает предыдущую. Проактивное – старая информация заполняет все пространство. Вербальная парафазия – замена в речи слова. Письмо, чтение сохранны при небольшом объеме. Письмо не по памяти. Феномен отчуждения смысла слов, трудности понимания длинных фраз, поиск нужного слова, связь между образом и словом – вербальная парафазия. Речь у таких больных скудная, часто с пропуском существительных.
Читайте также: