Символическое выражение проблемы жизни и смерти это
Обновлено: 22.11.2024
Все живое хочет жить, это чисто инстинктивное стремление, закон природы. Он и лежит в основе нашего, человеческого, благоговения перед жизнью, осознания ее безусловной ценности. Отсюда и желание выжить даже в самых диких условиях, желание быть, чувствовать, мыслить, даже будучи немощным и слабым.
В дуализме жизни и смерти жизнь ассоциируется с чем-то позитивным, светлым и радостным, а смерть - с чем-то негативным, темным, мрачным. Бытие и ничто. Какой бы ужасной ни была порой жизнь, смерть пугает больше, потому что жизнь дает надежду, а смерть вообще непонятна, никто не знает, что там. А людей больше всего пугает именно неизвестность.
Густав Климт "Жизнь и смерть" Густав Климт "Жизнь и смерть"Когда человек умирает от старости, это, хотя и печально, но воспринимается как естественный ход вещей, как неизбежность, от которой никто не уйдет. Другое дело - смерть до срока, и тем более насильственная. Она обычно воспринимается как нарушение природного порядка, как преступление, несправедливость и кошмар. Однако есть ситуации, когда подобная кончина выглядит, наоборот, как торжество справедливости или как избавление от кошмара - я говорю о смертной казни и эвтаназии (что, по сути, является цивилизованным вариантом самоубийства). Эти явления в наше время - предмет яростных дискуссий.
Проблема имеет правовой, моральный, религиозный, медицинский аспекты. Рассмотрим моральную сторону дела. Сперва надо сказать, что хотя смертная казнь и эвтаназия связаны с преждевременным лишением жизни, они сильно отличаются друг от друга по сути.
Эгон Шиле "Девушка и смерть" Эгон Шиле "Девушка и смерть"Казнь - это наказание, которое государство или общество налагает на преступника. Поэтому она выглядит как возмездие. Жуткий садист и массовый убийца получает типа по заслугам. Многие этому только рады.
Эвтаназия - это щадящее самоубийство чужими руками, на которое человек добровольно решается, когда его жизнь становится невыносимой по медицинским показателям, когда его болезнь совершенно точно неизлечима и не дает человеку никакой радости, а приносит только ужасные страдания.
Marianne Stokes "Смерть и дева" Marianne Stokes "Смерть и дева"Итак, как относиться к этому с позиций добра и зла? Проблема смертной казни стала дискуссионной только в XIX веке, а до того людей казнили направо и налево даже за простые провинности или же просто по прихоти. Жизнь человека стоила, в общем-то, копейку. В позапрошлом же веке уровень общественного сознания в Европе и России существенно вырос, и образованные люди впервые выступили против дикой практики официального лишения жизни. Наиболее известными противниками смертной казни были французы и русские - Эмиль Золя, Эмиль Дюркгейм, Владимир Соловьев, Лев Толстой, Федор Достоевский.
Я полностью поддерживаю позицию этих великих гуманистов. Смертная казнь как наказание должна уйти в прошлое. Какое бы преступление не совершил человек, лишать его жизни никто не имеет морального права. Лучшим наказанием для злодея будет жизнь, а не смерть! А то ишь, помер. а вот посиди в тюрьме, попаши на благо общества на условных урановых рудниках. А может быть, злодей раскается, и совесть сожрет его изнутри. Это, конечно, было бы идеальным наказанием.
Жак-Луи Давид "Смерть Сократа" Жак-Луи Давид "Смерть Сократа"Иное дело эвтаназия. Это выбор свободного человека. Действительно, человек, который потерял вкус к жизни, который сильно страдает от боли и знает точно (медики подтвердили), что будет только хуже, имеет полное моральное право распорядиться своей жизнью так, как он считает нужным. И хорошо, что есть страны, где уважение к личности достигло таких высот, что эвтаназия разрешена законам. Кстати, в тех же странах закон запрещает смертную казнь.
Обратите внимание - смертная казнь практикуется в тех странах, где государство - авторитарно и мало заботится о правах человека. И тут же никакой эвтаназии, конечно, нет и в помине. Потому что это как раз - проявление уважения к правам личности.
Итак, с точки зрения морали я так оцениваю эти два способа лишения жизни: смертная казнь однозначно аморальна, потому что насильственна и преподносится как проявление справедливости, исходя из древнего положения "око за око, зуб за зуб", а эвтаназия - моральна, потому что это добровольное решение человека, который реализует свое право распоряжаться собственной жизнью, когда она становится невыносимой, и поэтому просит сделать процедуру перехода а небытие максимально щадящей вместо неизбежной мучительной агонии.
Читайте также: