Сила основного сопротивления движению поезда причины возникновения расчетные выражения
Обновлено: 21.11.2024
При движении сила тяги тепловоза и кинетическая энергия поезда затрачивается на преодоление сил сопротивления движению. Все силы сопротивления движению подразделяются на две группы: основное сопротивление и дополнительное.
Основное сопротивление движению действует на поезд всегда, независимо от плана и профиля пути.
Дополнительные сопротивления возникают при преодолении подъемов, в кривых, при низкой температуре, при сильном встречном или боковом ветре, а также при трогании с места.
Основное сопротивление включает в себя следующие составляющие:
- сопротивление от трения в буксовых и моторно-осевых подшипниках колесных пар, в деталях автосцепного устройства;
- сопротивление от взаимодействия колес с рельсами, вызываемое затратой энергии на упругий прогиб рельсов и просадку пути, преодоление неровностей рельсов. Часть энергии поглощается ударами на стыках и стрелочных переводах. Это сопротивление с ростом скорости возрастает;
— сопротивление воздушной среды, связанное с завихрением и трением окружающего воздуха при движении поезда.
Сопротивление от подъема возникает от действия составляющей силы тяжести, так как наряду с горизонтальным перемещением затрачивается работа на подъем поезда по вертикали. Крутизну уклона принято измерять в тысячных. Число тысячных показывает, на сколько метров путь отклоняется от горизонтали на каждый километр длины участка.
Сопротивление от кривойвызывается трением гребней бандажа о головку наружного рельса, поперечным проскальзыванием бандажей по рельсам, трением шкворней и скользунов тележек, перемещением голов автосцепок. Сопротивление от кривой возрастает с уменьшением радиуса кривой.
Сопротивление от ветразависит от скорости ветра и поезда и увеличивается при открытых и люках вагонов.
Сопротивление от низкой температурыобусловлено повышением плотности воздуха и загустев ем смазки в подшипниках.
Сопротивление при трогании с местаобусловлено тем, что во время стоянки поезда колеса подвижного состава как бы вдавливаются в рельсы. Степень повышения сопротивления зависит от продолжительности стоянки поезда и нагрузки от оси на рельс.
Читайте также: