Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Проблема

Слушающий (или читающий) никогда не ставит своей задачей понять отдельные слова или изолированные фразы; оба этих процесса - понимание отдельных слов или фраз (особенно отчетливо выступающие при восприятии информации, которая дается на чужом, плохо знакомом языке) - играют роль подчиненных, вспомогательных операций и лишь в некоторых случаях превращаются в специально осознанные действия.

Это положение легко проиллюстрировать на одном примере. В "Горе от ума" А. С. Грибоедова последний возглас Чацкого "Карету мне, карету!" имеет относительно простое значение - просьбу подать карету, в которой Чацкий мог бы уехать со званого вечера. Однако смысл (или подтекст) этого требования гораздо более глубокий: он заключается в отношении Чацкого к тому обществу, с которым он порывает.

Именно это положение и определяет тот факт, что текст может быть понят или "прочтен" с различной глубиной; глубина "прочтения" текста может отличать различных людей друг от друга в значительно большей степени, чем полнота восприятия поверхностного значения.

Процесс декодирования значения, а далее и понимания смысла текста, всегда протекает в определенном контексте, одновременно с восприятием целых смысловых отрывков, иногда даже понимание отдельного слова фактически следует за восприятием целых смысловых отрывков, и тот контекст, в котором стоит слово, раскрывает его значение. Этот факт указывает на то, что логическая последовательность "слово-фраза-текст-подтекст" не должна пониматься как цепь реальных, развертывающихся во времени психологических процессов.

Перейдем к анализу составных элементов процесса понимания текста, взяв за основу ту логическую последовательность ее составных частей, которую мы только что упомянули.

Читайте также: