С какой фразы начать исповедь

Обновлено: 21.11.2024

Подгото́вка к И́споведи — испы­та­ние сове­сти перед Таин­ством Пока­я­ния.

В отли­чие от маги­че­ского обряда очи­ще­ния, допус­ка­ю­щего слепое испол­не­ние ука­за­ний «свя­щен­но­дей­ству­ю­щего» кол­дуна или мага, Таин­ство Пока­я­ния под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, осо­зна­ние личной вины перед Богом и ближ­ними, искрен­него и осо­знан­ного жела­ния осво­бо­диться от власти греха.

К Таин­ству Пока­я­ния нельзя под­хо­дить меха­ни­че­ски. Про­ще­ние и раз­ре­ше­ние грехов — не юри­ди­че­ский акт объ­яв­ле­ния греш­ника неви­нов­ным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни испо­ве­до­вался, мог обра­тить вни­ма­ние на то, какая молитва чита­ется над ним: «при­мири и соедини святей своей Церкви». Через Таин­ство Пока­я­ния чело­век при­ми­ря­ется с Богом, вос­ста­нав­ли­вает себя как члена Церкви.

Пока­я­ние в грехе состоит из 3‑х этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния; испо­ве­дать его в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди) и полу­чить раз­ре­ше­ние от этого греха.

От Таин­ства Пока­я­ния сле­дует отли­чать:

  • дове­ри­тель­ную духов­ную беседу со свя­щен­ни­ком;
  • пока­ян­ную беседу перед Таин­ством Кре­ще­ния (не явля­ется обя­за­тель­ной).

Где и когда можно испо­ве­до­ваться?

Испо­ве­до­ваться можно в любом месте в любой день года, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме в опре­де­лён­ное рас­пи­са­нием время или по дого­во­рён­но­сти со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­ду­ю­щийся должен быть кре­щё­ным.

На первую испо­ведь или испо­ведь после дол­гого пере­рыва лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, когда храмы полны моля­щи­мися и велика оче­редь на испо­ведь. Также жела­тельно при­хо­дить к Таин­ству зара­нее.

Первую Испо­ведь не сле­дует соеди­нять с первым При­ча­ще­нием, чтобы в полной мере ощу­тить впе­чат­ле­ния от этого вели­кого собы­тия в нашей жизни. Впро­чем, это только совет.

Как гото­виться к Испо­веди?

При под­го­товке к испо­веди, в отли­чие от под­го­товки к Таин­ству При­ча­ще­ния, цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила.

Прежде чем отпра­виться на испо­ведь уместно:

  • Сосре­до­то­читься на пока­ян­ных молит­вах.
  • Вни­ма­тельно иссле­до­вать помыслы, мысли, дела; отме­тить, по воз­мож­но­сти, все свои гре­хов­ные черты (в каче­стве вспо­мо­га­тель­ного посо­бия при­ве­сти и те обви­не­ния, кото­рые исхо­дили со сто­роны родных, близ­ких, прочих людей).
  • По воз­мож­но­сти испро­сить про­ще­ние у тех, кого оскор­били грехом, оби­дели невни­ма­нием, рав­но­ду­шием.
  • Обду­мать план испо­веди, а в случае необ­хо­ди­мо­сти под­го­то­вить вопросы свя­щен­нику.
  • При тяжё­лых грехах или редкой испо­веди может быть реко­мен­до­ван допол­ни­тель­ный пост.

Реко­мен­да­ции испо­ве­ду­ю­ще­муся:

  • Грехи испо­ве­дуют с момента послед­ней испо­веди, если нико­гда не испо­ве­до­ва­лись, то с момента Кре­ще­ния.
  • В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.
  • Испо­ве­до­вать нужно в первую оче­редь то, за что стыдно! Так­ти­че­ски испо­ведь всегда должна быть очень пред­мет­ной и кон­крет­ной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бес­смыс­ленно. Потому что после такого твоего пока­я­ния в нашей жизни ничего не меня­ется. Мы можем пока­яться в том, что высо­ко­мерно посмот­рели или ска­зали какие-то слова осуж­де­ния кон­крет­ному чело­веку. Потому что, пока­яв­шись в этом, в сле­ду­ю­щий раз мы поду­маем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Пред­мет­ная испо­ведь поз­во­ляет одно­вре­менно соста­вить план борьбы с теми или иными стра­стями. В то же время сле­дует избе­гать мелоч­но­сти, нет необ­хо­ди­мо­сти пере­чис­лять боль­шое коли­че­ство грехов одного вида.
  • Не исполь­зуйте лука­вых обоб­ще­ний. Напри­мер, под фразой неспра­вед­ливо посту­пил с ближ­ним можно пони­мать как неволь­ное огор­че­ние, так и убий­ство.
  • Не сле­дует подробно опи­сы­вать поло­вые грехи, доста­точно назвать их. Напри­мер: согре­шил блудом (пре­лю­бо­де­я­нием, содом­ским грехом).
  • При под­го­товке к Испо­веди и на ней сле­дует избе­гать само­оправ­да­ния.
  • При нечув­ствии своих грехов реко­мен­ду­ется обра­щаться к Богу с молит­вой “Гос­поди, даруй мне зрети моя согре­ше­ния».

Можно ли запи­сать грехи, чтобы не забыть их на испо­веди?

Да, это воз­можно, но про­чи­тать грехи сле­дует само­сто­я­тельно, а не отда­вать записку для про­ще­ния свя­щен­нику.

Что делать, если не счи­та­ешь себя греш­ным чело­ве­ком? Или если грехи обыч­ные, как у всех.

Сле­дует срав­ни­вать себя в первую оче­редь со свя­тыми, тогда соб­ствен­ное духов­ное здо­ро­вье не будет выгля­деть столь радужно.

Чистая совесть — при­знак корот­кой памяти…

Стоит ли испо­ве­до­ваться, если навер­няка опять согре­шишь неко­то­рыми гре­хами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запач­ка­ешься? Пока­я­ние – это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Пока­я­ние это не только пере­чис­ле­ние грехов перед Богом при сви­де­тель­стве свя­щен­ника, это состо­я­ние души, нена­ви­дя­щей грех и избе­га­ю­щей его.

Пока­я­ние должно быть не просто эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­кой, это систем­ная, осмыс­лен­ная работа над собой, име­ю­щая целью при­бли­зиться по своим каче­ствам Богу, упо­до­биться Ему в доб­ро­де­те­лях. Пра­во­сла­вие имеет неис­чер­па­е­мое аске­ти­че­ское насле­дие, состав­лен­ное свя­тыми подвиж­ни­ками, кото­рое необ­хо­димо изу­чать для пра­виль­ной орга­ни­за­ции духов­ной жизни.

Наша цель не просто очи­ститься от грехов и стра­стей, но при­об­ре­сти доб­ро­де­тели. Мало, напри­мер, пере­стать воро­вать, необ­хо­димо научится мило­сер­дию.

Грубые грехи уже пре­одо­лены и на каждой испо­веди при­хо­дится повто­рять прак­ти­че­ски одни и те же грехи. Как выйти из этого пороч­ного круга?

епи­скоп Тихон (Шев­ку­нов):
“Для давно воцер­ко­в­лен­ных людей «список» грехов, как пра­вило, от испо­веди к испо­веди при­мерно один и тот же. Может воз­ник­нуть ощу­ще­ние некоей фор­маль­ной духов­ной жизни. Но дома мы часто под­ме­таем пол, и, слава Богу, не каждый раз при­хо­дится раз­гре­бать авги­евы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начи­на­ешь заме­чать, как жизнь у неко­то­рых хри­стиан дела­ется с годами скуч­нее и скуч­нее. А должно быть наобо­рот: она должна ста­но­виться всё более насы­щен­ной и всё более радост­ной”.

Тем не менее, не нужно успо­ка­и­ваться в том, что не можешь побе­дить все грехи, нужно лишь осо­зна­вать, что не все грехи и стра­сти воз­можно побе­дить мгно­венно. Это систем­ная задача, реше­нию кото­рой служит аске­тика.

У меня очень слож­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства, боюсь, что про­стой батюшка меня не поймёт.

Гос­подь в любом случае поймёт. Есть хоро­ший рас­сказ по этому поводу: “Зеница ока”.

Бог поже­лал, чтобы мы кая­лись не перед без­греш­ными Анге­лами, а перед людьми. Мы должны сты­диться совер­ше­ния греха, а не пока­я­ния. Если чело­век искренне воз­не­на­ви­дел свои грехи, то он не постес­ня­ется при­знаться в них перед свя­щен­ни­ком.

свя­щен­ник Филипп:
Иногда можно заме­тить, что неко­то­рые при­хо­жане, с уди­ви­тель­ной педан­тич­но­стью и скру­пу­лез­но­стью испо­ве­да­ю­щи­еся в малей­ших нару­ше­ниях цер­ков­ных правил или небла­го­го­ве­нии к свя­ты­ням, с тем же уди­ви­тель­ным посто­ян­ством оста­ются довольно жест­кими и неми­ро­лю­би­выми в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Читайте также: