С какого фильма фраза тишина и мертвые с косами стоят

Обновлено: 04.11.2024

Если и можно было сделать интересное, захватывающее и динамичное кино о Гражданской войне для молодежной (и не только) аудитории, то вряд ли это можно было сделать лучше Эдмонда Кеосаяна. Фильм снят настолько качественно, что «…мстители» стали неуловимыми не только для врагов, но и для такого весьма опасного противника, как время. Уверен, что, несмотря на смену идеологий, философий, даже цивилизаций, пересмотр нашего отношения к той действительно сложной и во многом трагичной эпохе, эта картина останется интересной и близкой для многих. Да, ряд моментов стоит уже рассматривать как дань времени, но они не несут основной нагрузки, а потому не стали для нее смертельными и вообще значительными. Зато в постоянном «плюсе» уже навсегда остались хорошо проработанный сюжет, который не дает заскучать уже многим поколениям зрителей, который на протяжении всего просмотра практически постоянно «в тонусе», и абсолютно точный кастинг, где даже с эпизодическим персонажем на минуту-две не совершено ошибки.

Заслуга режиссера еще и в том, что он смело пошел на эксперимент, высадив на советскую кинопочву элементы классического американского вестерна, которые в той или иной мере неизменно будут присутствовать во всех трех фильмах про «… мстителей». Эти зерна прекрасно прижились и дали отличный «урожай» в виде на редкость захватывающего кинозрелища.

Четверка главных героев, которых сыграли Виктор Косых, Михаил Метелкин, Василий Васильев и Валентина Курдюкова, вполне конкурентоспособна в плане популярности даже сегодня, когда уже прошло без малого 50 лет и появилось немало новых киногероев, а что уж говорить о тех временах! Все они сыграли как для подростков очень зрело, профессионально и убедительно, сформировав команду согласно распространенному канону. Так, здесь есть свой лидер и заводила, есть умный герой, рождающий креативные идеи, иными словами, мозговой центр, ну и легкая любовная история с поправкой на возраст персонажей.

По правде говоря, не в курсе, планировали ли для себя большую кинокарьеру эти ребята, но роли в «Неуловимых…» стали для троих из них не только даром, но и проклятием, поскольку в других ролях их просто не видели. Случай вполне типичный, но этого не менее удручающий для актера. С одной стороны у тебя прекрасно исполненная роль, которой ты действительно отдал частицу себя, вложил очень многое, а с другой – именно потому, что ты с ней так сроднился, каким-то другим персонажем тебя просто не видят, и ты подчас остаешься одним героем на всю жизнь. В результате неплохую карьеру в кино сделал только Виктор Косых. Проекты, в которых участвовали Михаил Метелкин и Василий Васильев, вряд ли можно назвать серьезными работами при всем уважении к их создателям, а Валентина Курдюкова так и вовсе, кроме «Неуловимых…», больше нигде и не снималась, оставшись для всех Ксанкой.

Очень интересными и не схематичными вышли в фильме и «плохие» персонажи, за что, конечно, огромное спасибо актерам, их сыгравшим, - Владимиру Трещалову (Лютый) и в особенности несравненному Ефиму Копеляну – не знаю, кто бы еще мог так талантливо сыграть батьку Бурнаша.

Одну из своих лучших ролей исполнил в фильме «Неуловимые мстители» и Борис Сичкин. Его обаятельный Буба Касторский запоминается всем.

Не отстала и замечательная музыка Бориса Мокроусова, став визитной карточкой ленты, ее «позывные» ни с чем не спутаешь, тема в начале – так это вообще шедевр!

В свете сегодняшнего кризиса идей и появления все новых и новых римейков и сиквелов лучших советских картин, создателнй которых, увы, преимущественно иначе как ремесленниками от кино трудно назвать, за «Неуловимых мстителей» можно быть спокойным – они получили прививку временем. Эти фильмы принадлежат тем эпохам, о которой рассказывают и в которую снимались. Очень хочется надеяться, что на них не будет посягательств со стороны пусть даже и талантливых, не говоря уже о бесталанных, режиссеров. Пусть эти фильмы останутся в своем времени. Там они на своем месте, и, наверное, именно поэтому их до сих пор помнят и любят.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 20 / 3
  • тип рецензии:

«Неуловимые мстители». Фильм, который был любимым для меня ещё в детстве. С тех пор и до нынешнего момента, когда я решил его пересмотреть, прошло 16 лет. Пересмотр наметил ещё три года назад. Но всё никак руки не доходили до этого шага. А, решившись, я с огромной радостью обнаружил, что этот фильм шедеврален!

«Громыхает гражданская война». Такие слова на фоне красного поднимающегося над миром солнца говорят о многом. И даже что-то можно прочесть между строк.

Белые под видом красных забирают скот у простых граждан, которым и не нужна эта война. За дело берутся неуловимые мстители. Но о том, кто они такие нам – зрителям – ещё предстояло узнать! А пока…

Пока происходит то, что так вдохновило группу «Любэ» и посредством этого вызывала дрожь по всему телу у маленького меня. И вызывает её до сих пор!

«Мёртвые с косами вдоль дорог стоят, - дело рук красных дьяволят!», - я даже смыла в 1987 году не понимал в словах этой песни. А то, что эта песня написана под вдохновения фильма Эдмона Кеосаяна, я и не догадывался. Но вот пазл собрался воедино. В подростковом возрасте я был в восторге. Об этом я уже упомянул. Но каким же было восприятие спустя почти два десятка лет. (ну, если подробнее).

«…Глядь! Гроб с покойничком летает над крестами. А вдоль дороги – мёртвые с косами стоят! И тишина…».

После того, как мстители заступились за селян, слава о них разлетелась далеко окрест. Дошло и до Бурнаша – предводителя белых в тех краях. Это Бурнаш чинил расправу ещё в прологе.

Вот так и пошло противостояние, которое поселилась в сердцах, и осело в памяти поколений. И я несказанно рад, что фильм не только не постарел. Он несколько наивен. Просто, порой иногда диву даёшься: насколько же героям так вот прямо всё удаётся. Но! Но тут же вспоминается сцена, где неуловимые мстители тренируются и спаррингуются. А значит, это работает впрок.

Собственно, отсели и присно будет противостояние красных дьяволят с бурнашами. Сами же герои гражданской войны являются по сути партизанами. Причём, без особых покровителей. И пока подростки-партизаны аки те тимуровцы ворошат угодные общему делу дела, слава о борцах с белыми доходит до Будённого…

…Радует, что актёры отмечены с детскими именами, а не паспортными. Например, Яшку-цыгана играл Вася Васильев. Даньку – Витя Косых. Ксанку – Валя Курдюкова. И Валерку – Миша Метёлкин…

Тут же надо ещё указать Ефима Копеляна – экранного Гната Бурнаша. Ну и, само собой, Льва Свердлина – роль Семёна Михайловича Будённого!

Фильм рекомендую к просмотру не только любителям и ценителям советской классики, но и вообще всем любителям кино. Это должен увидеть каждый! А если вы уже это смотрели… ну так пересмотрите, чего вы ждёте.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 18 / 2
  • тип рецензии:

Погоня, погоня, в горячей крови…

А ты ведь чертёнок, поди и панихидку по мне справил!?
Да что вы дядя Сидор, вы меня спутали с кем-то (c)

'Неуловимые мстители' - легендарное советское кино снятое Эдмондом Кеосаяном.

Наверно поколение постарше может больше поведать об этом фильме, но постараюсь и я, вкратце выразить своё восхищение.

Фильм по праву можно назвать историческим, ведь в его основы легли события гражданской войны 1917-1922 года. Из учебников историй все мы прекрасно помним что страна была поделена как-бы на два лагеря. Одних звали 'красные', другие гордо носили имя 'белые'. Я не буду сейчас вдаваться в глубокие исторические подробности, тем более фильм ими не изобиловал. Хотя конечно с такой интерперетаций содержания фильма, я не совсем согласен, но об этом чуть позже.

Нам богазали совсем юных ребят, которые прозвали себя мстителями, и вели непремиримую войну с отрядом белых. Яшка-цыган, Валерка, Данька и Ксанка - вот она настоящая бригада смелых и отчаянных ребят. Их имена надолго остались у нас в памяти. Многие скажут что у этих актёров, дальше по-большому счёту не было больших ролей. Да, а зачем? Я всегда придерживался тезиса о том, что лучше сняться в одном фильме, так чтобы тебя запомнили на века, чем в сотни, где о тебе никто не вспомнит. Молодцы, ребята сыграли выше всех похвал. Ну кроме всего прочего в этом фильме очень сильные второстепенные персонажи. Например в самом начале фильме жгучая цыганка, я и не сразу догадался что это Инна Чурикова. Или Савелий Краморов, персонажа которого не цитировал только ленивый: а вдоль дороги мёртвые с косами стоят, и тишина. А куплетист-одессит Буба Касторский, роль которого исполнил Сичкин, он стал настоящим символом сериала, хоть и не играл главной роли. Но и мой любимый персонаж Сидор Лютый, в исполнений Владимира Трещалова. Вот уж всем атаманам, атаман. Жаль что дальше не получилось развить свой талант. Вот честное слова, актёры от бога.

Само кино смотрится просто великолепно. Какая динамика, как поставлены сцены погонь. Настоящее живое кино, не то что сейчас, всё компьютерной графикой заросло, уже и люди в роли атёров, скоро будут не нужны. Помните сцену с горящим паровозом? Просто блеск! И это в 67-ом году.

Единственно что меня немного разочаровало, это однобокость содержания, о котором я писал в начале отзыва. Ведь это была гражданская война, где брат против брата. Свои воевали со своими. Просто у враждующих было разное видение дальнейшей судьбы их страны. И говорить что белые офицеры настоящие негодяи, я бы не стал, это не правильно, и те, и другие были единым целым, некогда вместе давая отпор агрессору в первой мировой. И вот в недавнем фильме 'Адмирал', нам показали немного иное видение той войны. Как говорится, у каждого была своя правда.

Ну а в целом отличное советское кино, пополнившее 'золотой фонд' мирового кинематографа.

А казачок-то, засланный! (c)

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 25 / 7
  • тип рецензии:

Советской власти, формально зиждущейся на материалистической идеологии, было вовсе не чуждо плагиирование благородных духоносных энергий. К примеру, одухотворяющий марш Белого Движения 'Смело мы в бой пойдём. ' красные реквизировали и перефразировали безо всяких зазрений совести. Что-то подобное наблюдалось и в советском кинематографе, особенно в художественных фильмах на революционную тематику. Такие киноленты как 'Достояние республики' Владимира Бычкова, 'Тачанка с юга' Евгения Шерстобитова, ну и конечно же трилогия про неуловимых Эдмонда Кеосаяна крайне преуспели в облагораживании большевистской власти, тем самым изрядно поманипулировав и без того промытым сознанием советского обывателя.

Культовый кеосаяновский блокбастер о приключениях юной четвёрки выдержан в традициях революционного киножанра, однако не во всём однороден. Первая часть неуловимых наименее политизирована, и представляет собой самобытную историю об отечественных робингудах, борющихся с бандой разбойников-'экспроприаторов' - возможно тонкой авторской ретрансляцией сущности новоявленных революционных властей. Уже во второй части фильм начинает регрессировать в сторону откровенно пропагандистского пафоса. Перемещение театра боевых действий из хуторских местностей в городские аукнулось всем неуловимым, померкшим на фоне самодостаточных белогвардейцев, как бы тех не пытались показать омерзительными, а их внутренние политические разногласия - чем-то вроде фракционного балагана времён эрэфкинской госдумы первого созыва. В третьей части балаган усиливается, но только уже в лоне околомонархических интриг, в которых неуловимые выглядели не более чем статистами. Полагаю, режиссёру Кеосаяну можно было запросто довольствоваться одним лишь этим фильмом безо всяких продолжений, и вместо того, чтобы пожинать плоды прежних лавров, снять что-то другое, вероятно схожее с сиквелами по сюжету, но уже без выработавшего свой ресурс популярного квартета.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 27 / 48
  • тип рецензии:

Мертвые с косами вдоль дорог стоят, дело рук 'красных дьяволят'.

В детстве я смотрела трилогию несколько раз, в кинотеатре, а сейчас вдруг поняла, что не помню ничего, кроме знаменитого кадра с четырьмя черными всадниками на фоне 'алой зари', и песни 'погоня, погоня, погоня'.

Пересмотрела первый фильм.

И поняла, что это не сколько фильм, сколько культурное явление. Произведение само по себе немудреное: вот хорошие, вот плохие, вот революционный пафос, вот приключения, стрельба и погони. Местами фильм захватывает, но пищи уму и сердцу особенно не дает. Да, он глубоко врос в советскую культуру, и по наследству достался культуре российской: мне кажется, тысячи людей, говоря 'засланный казачок', либо забыли, либо даже не знают, откуда эта фраза. Но в отрыве от контекста, просто как фильм, он довольно средний: актеры играют неплохо, постановка без халтуры, но не более.

В общем, если бы меня попросили посоветовать хороший фильм о гражданской войне, я бы посоветовала 'Адъютанта его превосходительства'. А 'Мстители' все дальше уходят в историю. Их заря давно погасла, и никто уже не верит, что они придут на помощь, если снова над миром грянет гром.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 47 / 88
  • тип рецензии:

Полтора процента правды.

Довольно грустная комедия. Грустно в первую очередь потому, что когда-то я стоял в очереди, чтобы попасть на этот фильм и, насколько помню, с первого раза не попал. Потом его из-за уехавшего в штаты Крамарова какое-то время не показывали и это время как раз пришлось на мое детство. Очень стыдно за самого себя, ибо подобное не только нравилось, мы прямо-таки бредили этими неуловимыми мстителями. Впрочем, чего еще ожидать от ура-патриотического агитационного кино.

То, что маленький мальчик с наганом способен держать на прицеле банду головорезов, которые послушно поднимают руки и сдаются, в это я, конечно, верю, потому что мальчик этот за наших, а головорезы против нас. А еще он стреляет так, как будто это контр-страйк какой-то. Враги толпами падают вместе с лошадьми, не нужно даже думать на тему того, что советский человек с наганом гораздо круче, чем бандит с винтовкой. И прыгает этот мальчик на пять метров, как ниндзя, явно при помощи приспособлений, выглядит это очень даже смешно. В общем, какой там Рэмбо, ему за нашими не угнаться. Мало того, наши неуловимые мстители умеют водить паровоз. Освободили машиниста, развязали ему руки и он прыгнул на подножку отъезжающего уже паровоза. В детстве, конечно, ничего этого не замечалось.

Фильм снят по мотивам 'Красных дьяволят', по сути от книги мало что осталось, но там они хотя бы Махно в плен взяли, одного из первых кавалеров ордена Красного Знамени, а здесь просто выпороли левого обидчика. Мелко это. А пожертвовать девушкой тоже, в угоду 1966 году, позабыли. И какие добрые бандиты - постелили пленнику соломки, руки связали спереди! Беги - не хочу. Все наши враги глупые.

Четверка мстителей (а в книге их было двое. Плюс китаец) отвечает всем коммунистическим канонам, типичный набор - интеллигент (чтобы не говорили, что господа все в Париже), парнишка попроще с наганом, его сестра (женщина тоже зритель) и цыган (чтобы никакому чукче обидно не было).

В первой части звучит две песни и обе зачетные, им я ставлю одну звезду, пусть там и сомнительный текст. Все равно, когда хор поет, слов не слышно. А музыка хорошая. Песню же про сатану я вообще люблю, но не люблю Буденного. Фильм возвращает в детство, дает понять, что что-то там было явно не то. Там вокруг мертвые с косами стоят. И тишина.

Читайте также: