Ряд взаимосвязанных высказываний до уровня сверхфразового единства мини монолог в диалоге

Обновлено: 22.11.2024

Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме [3; 29]. На мой взгляд, определение, предложенное в учебном пособии Н. Д. Гальсковой, полностью отражает сущность термина «говорение». По мнению автора, говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [1;190]. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего, хотят научиться говорить на этом языке. Однако говорение как вид речевой деятельности не развивается само собой. Для этого необходимо использовать специальные упражнения и задания, применять методы и технологии, а значит должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие умений говорения.

Говорение, согласно Колесниковой И.Л., Долгиной О.А., – это продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей и передача информации в устной форме.

Таким образом, в процессе говорения выступают все функции речевого общения:

· Информативно-коммуникативные, как передача - прием информации;

· Регуляционно-коммуникативные, регуляция поведения в широком смысле слова;

· Аффективно-коммуникативные, детерминирующие эмоциональные сферы человека.

Отечественный методист Пассов Е.Н., в рамках коммуникативного подхода к обучению говорению, рассматривает данный процесс как «многоаспектное и сложное явление»: говорение как средство общения, говорение как вид человеческой деятельности и говорение как продукт этой деятельности. В связи с этим, Пассов выделяет ряд основных признаков, характерных для данного вида речевой деятельности.

Говорение, являясь основным средством общения, есть выражение мыслей с целью решения задач общения. Являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с ориентацией на него.

Пассов Е.Н., рассматривая данный процесс как один из видов человеческой деятельности, выделяет следующие характеристики:

· Мотивированность . Говорение всегда мотивированно, человек говорит, потому, что у него есть для этого определенная причина, мотив, выступающий, как подчеркивает Леонтьев. А.П., в роли мотора деятельности.

· Активность . Говорение – всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей деятельности. Понятие активности связано со скоростью реакции на то, что человек воспринимает. Также, активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника для достижения цели общения.

· Целенаправленность . Говорение всегда целенаправленно, так как любое высказывание всегда преследует какую-либо цель. Бесцельное произношение каких-либо предложений есть проговаривание, а не говорение. Говорящий, в процессе общения ставит перед собой определенную коммуникативную задачу: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или разгневать. За каждой из таких задач стоит общая цель говорения как деятельности, которая заключается в воздействии на другого, с целью изменения поведения. То есть, целенаправленность заключается в прагматичности говорения и осуществляется благодаря особой стратегии и тактике, которые, по Пассову Е.Н., объясняются как реализация общей цели и реализация подчинительных задач (тактика).

· Связь процесса говорения с деятельностью . Говорение как вид речевой деятельности не самостоятельно, у человека не возникает потребности в речевом взаимодействии, если это не касается каких-либо аспектов его деятельности.

· Связь говорения с коммуникативной функцией мышления . Процесс речевой деятельности тесно связан с мыслительной деятельностью: когда перед человеком возникают определенные задачи, он должен с помощью познавательной деятельности найти что-то новое. В данном случае речь, выступает в роли вспомогательного средства, мышление же выполняет познавательную функцию. Именно здесь Пассов Е.Н делает акцент на коммуникативной функции мышления, а задачи определяет как речемыслительные.

· Связь процесса говорения с личностью . Это проявляется в активности ее жизненной позиции, которую личность чаще всего выражает в речи.

· Ситуативность . Оно характеризуется соотношением речевых единиц с основными компонентами процесса общения, то есть соотнесение единиц с контекстом деятельности обеих сторон общения, с их взаимоотношениями. Этот признак определяется, как способность речевых единиц вмешиваться в систему взаимоотношений, развивать, двигать ее в желанном направлении.

· Эвристичность . Это явление трактуется, как порождение высказывания, способного решить коммуникативную задачу. Так как ситуации общения меняются постоянно и их варианты чрезвычайно многочисленны, то и говорящий должен быть готов к деятельности в таких постоянно меняющихся условиях, то есть эвристической деятельности.

· Самостоятельность говорения , как деятельности, обусловлена:

- недоступность заимствования мыслей из предварительно прочитанных или прослушанных источников;

- недоступность опоры на полные или частичные записи того, что использовано в речи;

- недоступность опоры на иллюстративное изображение объекта высказывания;

- недопустимость обращения к родному языку.

· Особое внимание в процессе говорения следует уделять темпу речи, который не должен быть выше или ниже допустимых норм общения. В данном процессе главную роль играет синтагматичность, то есть расчленение высказывания на синтагмы – речевые отрезки, это создает предпосылки для осуществления речевой тактики, ибо позволяет в паузах между ними придумать дальнейший ход высказывания.

Пассов Е.Н., подчеркивает следующее качества у говорения, как речевого продукта, обеспечивающие условия для его создания:

· Структурность высказывания, которая проявляется, прежде всего, в необходимости учета структурных особенностей единиц любого уровня, начиная со словоформ и заканчивая полноценным текстом.

· Логичность говорения - это свойство, которое определяет последовательность изложения ряда мыслей, фактов, связанных внутренними и внешними связями средств языка.

· Выразительность является качеством продукта говорения, и воздейственности говорящего, проявляется в:

· Продуктивность процесса говорения основана на ряде психофизиологических механизмов.

Так, механизм репродукции подразумевает работу памяти, которая обеспечивает хранение большинства словоформ, словосочетаний и различных фразах. В процессе комбинирования происходит соединение разрозненных языковых единиц, хранящихся в памяти человека. Комбинирование может осуществляться в рамках словосочетаний, фраз, текста. Механизм трансформации, так же играет важную роль в процессе создания речевого продукта. Говорящий, видоизменяет фразу, произнесенную или только что появившуюся в его сознании, но отвергнутое на основании ее неадекватности какому-либо фактору: состоянию слушателя, тактическими планами, всплывшему в сознании и ранее упущенному факту.

Говорение может протекать в диалогической и монологической формах, либо в сложном переплетении диалога и монолога. Однако, для обучения говорению, предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность, тема вырабатывается в диалоге; умения и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательностью в монологе. Следовательно, умение говорения включает в себя две группы специфических умений: диалогические и монологические, что соответствует понятиям диалогической и монологической речи.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что говорение как вид речевой деятельности - достаточно сложный и многогранный процесс. Этот процесс обладает большим количеством характеристик, таких как мотивированность, активность. Также говорение может протекать в диалогических и монологических формах. Именно поэтому, для обучения говорению, предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые.

Исходя из практики в области преподавания иностранному языку, считаю что для продуктивного овладения навыками говорения обучающимися необходимо использовать диалог.

1.2 Специфика обучения диалогическому общению

Диалогическая речь – это процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Собеседники выступают поочередно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы устной речи, согласно Колесниковой И.Л., Долгиной О.А.,является диалог различной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).

Основная цель участников диалогического общения – поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по-своему функционально –

коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты – высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, - направленные на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.

Важное место в процессе диалогического взаимодействия отечественные и зарубежные методисты отводят «реплике» , так как смена говорящих является основным условием протекания диалогической формы речевого высказывания. Отечественный методист Филатов В.М., в своем методическом пособии отмечает, что « в основе диалога лежит «реплицирование» - обмен репликами», в ходе которого происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т. е. восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи говорящим.

В терминологическом словаре, диалог рассматривается как ряд взаимосвязанных высказываний до уровня сверхфразового единства (мини диалог в диалоге). В зависимости от продолжительности высказывания, Колесникова И.Л., Долгина О.А., разделяют реплики на:

· Развернутые реплики, представляющие собой ряд взаимосвязанных высказываний до уровня сверхфразового единства, в которых говорящий рассказывает, объясняет, инструктирует. Также они отмечают, что общение становится ассиметричным, если реплика одного из собеседников принимает форму развернутого высказывания.

· Свернутые реплики включают в себя одно, два высказывания на уровне предложения, части предложения или словосочетания. Самая малая

степень свернутости реплики – одно слово в функции предложения. Методисты акцентируют внимание на том, что краткие реактивные реплики играют важную роль в поддержании общения.

В терминологическом словаре, Колесникова И.Л., Долгина О.А., приводят еще одну классификацию реплик, в основе которой лежит характер их речепорождения:

· Инициативные реплики, исходящие из собственного замысла говорящего;

· Реактивные реплики, определяющие содержание высказывания, отбор языкового материала и выразительных средств языка.

В основе диалога лежит реплика, она является элементарной единицей диалогической речи. Но, основной диалогической структурной единицей обучения принято считать диалогическое единство, которое образуется парой реплик, одна из них - реплика – стимул, другая – реплика – реакция.

В связи с этим, методист Филатов В.М., выделяет способы сочетания реплик:

Именно поэтому данные виды диалогических единиц, определяют типы диалогов, среди которых основными являются:

· диалог – односторонний расспрос (интервью);

· диалог – двухсторонний расспрос;

· диалог – обмен мнениями;

Методист Филатов В.М., отмечает что, согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умениями участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению действий или деятельности в связи с ситуацией общения, овладеть всеми типами микродиалогов.

Следовательно, цель участников диалогического общения заключается в поддержании речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов.

Речевые акты, согласно Колесниковой И.Л., Долгиной О.А., - это высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью и направленные на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.

Основными чертами диалогического общения, основная цель которого -повышение внимания к партнеру, стремление сделать речевое взаимодействие эффективным - являются:

· частое переключение с одной темы на другую;

· постоянное обращение к партнеру;

· преобладание выражений согласия в знак поддержки разговора.

Также особая роль отводится диалогическому высказыванию:

· использование речевых клише;

· общему разговорному стилю.

Именно поэтому, в обучении диалогической речи формированию подлежат следующие умения:

· умение проводить свою стратегию, линию в общении в согласованности с речевыми интонациями собеседников или вопреки их интонациям;

· умение учитывать новых речевых партнеров;

· умение прогнозировать поведение собеседников, исходя из той или иной ситуации.

Подводя итог, необходимо отметить, что важна необходимость установления конечной цели обучения диалогической речи и промежуточных целей применительно к различным ступеням обучения. Поскольку, каждый этап обучения английскому языку (диалогической речи) имеет свои трудности и преграды, также особое внимание следует уделить среднему этапу как одному из самых трудных. Поэтому, следует выделить этап формирования и совершенствования диалогических умений в речевом общении, определить характер упражнений и ситуаций.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Читайте также: