Роль неоконченных фраз в формировании осмысленного чтения
Обновлено: 04.11.2024
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (РКШ), С-Петербург запись закреплена
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
вторая часть нашей встречи
Тема № 21. Части дома, экипажа, колеса, растения, животного.
Начало урока – беседа о том, что изображено на странице 73.
Переворачиваем страничку. Вверху мы видим текст, состоящий из отдельных слов-предложений. Нам надо прочитать и сказать, что обозначает каждое слово.
«Дети» в зале оказались очень отзывчивыми и активными))
Следя за текстом на большом экране, все имели возможность участвовать в работе. Читали по очереди.
Крыша – это часть здания. Колесо – это часть экипажа. Ствол – это часть дерева. Ступица.
Что это? Мы видим, что слово подчёркнуто. Значит, его значение найдём в Словаре Родного слова. Кто найдёт первый – поднимет руку. Нашли: страница 137. Читаем: «Ступица – средняя часть колеса, в которой укрепляются спицы, с отверстием для оси.
Значит, ступица – это часть колеса.
Ветка – это часть дерева. … Лапа – это часть животного. … Крыло – это часть птицы.
А что объединяет слова КРЫЛО, КРЫША и КРЫЛЬЦО? – Они покрывают. … Фундамент – это часть здания. … и т.д.
С некоторыми поправками мы справились с этой интересной работой. Оказалось не так-то просто дать определение каждому слову. И поняли, какая серьёзная работа совершается ребёнком в это время. Надо быть собранным, следить за текстом, быть готовым ответить, давая определение каждому слову.
Следующий вид работы – ПОСЛОВИЦЫ.
На сегодня, даже не подозревая об этом, наши дети ЗНАЮТ НАИЗУСТЬ более 150 пословиц и могут объяснить их. На уроке мы читаем пословицы, обсуждаем их и выучиваем.
Остёр топор, да и сук зубаст.
- Что такое топор?
- Топор это орудие труда.
- Топор какой?
- Топор острый.
- Что срубают топором?
- Топором срубают стволы, ветки, сучья.
- А какой сук? Как сказано об этом в пословице?
- В пословице сказано, что сук зубаст.
- Верно. А что такое сук?
- Сук – это часть дерева.
- А разве у сучьев есть зубы?
- Нет.
- Тогда почему же он «зубаст»?
- Сук очень крепкий, твёрдый. Он как будто «кусает» топор, тупит его.
Повторили пословицу хором и выучили её наизусть. По аналогии были разобраны все пословицы из этого урока.
Следующая работа – ЗАГАДКИ. Не будем подробно останавливаться на них. Ход работы с загадками похож на работу с пословицами.
Далее – СКОРОГОВОРКА.
Выдерни лычко из-под кочедычка.
Слова лычко и кочедычек подчёркнуты. Значит, смотрим значение этих слов в Словаре. Надо ли здесь повторно обращать внимание на то, что у детей уже в первом классе закладывается навык работы со словарём? Нашли:
Лычко (или лыко) – кусок, пласт коры лиственных деревьев (липа, ива, вяз) вместе с волокнистой внутренней частью.
Кочедычек (или кочедык) – деревянный крючок для вязания лаптей.
Вот уже стало понятно, о чём эта скороговорка. А чтобы суметь произнести её быстро, надо сначала чётко и медленно произнести каждое слово, а потом, ускоряя темп, сохранять короткие «паузы» между словами. Тогда мы не будем «глотать» слова. Попробовали – получилось))
НЕОКОНЧЕННЫЕ ФРАЗЫ, ВОПРОСЫ - последний вид работы на этом уроке.
Они «состоят в том, что после нескольких образцовых маленьких предложений, заключающих в себе понятия, уже усвоенные детьми, стоят подобные же, но неоконченные предложения, которые читающий может и должен закончить».
Мох – растение, а булыжник – камень.
Час – мера времени, ааршин – мера длины.
Кот – четвероногое животное, а сверчок - ?… (насекомое).
Берёза простое дерево, а яблоня - ? … (плодовое дерево). И т.д.
После этого вида работы из зала прозвучало два вопроса.
ПЕРВЫЙ: Заключается ли вся работа на уроке чтения в том, чтобы дать определение словам, выучить пословицы, загадки и скороговорки, окончить предложения?
- Нет, не только это. Хотя, согласитесь, какая колоссальная работа проводится детьми, как развивается их речь, когда они находят и формулируют полные ответы. Но кроме этого дети читают на уроках. Читают не просто, а как обычно делают дети, занимающиеся по РКШ.
Сначала рассказ или сказка читаются. Потом осмысляется и обсуждаются, с возвратом к тексту и поиском в нём необходимых фраз. Далее сказка пересказывается и читается по ролям. Вся эта работа, направляемая педагогом, совершается детьми.
Подробное описание работы со сказкой «Журавль и цапля» дано в методическом пособии И.А.Горячевой к Родному слову, часть III, на страницах 134-136.
ВТОРОЙ: Почему много разговоров о старине и мало о современности?
- Старина и современность неразрывно связаны друг с другом. РКШ - это культурологический экскурс и настоящее. Нельзя идти в будущее не помня (или еще хуже - не зная) своего прошлого. У всех нас есть родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д. Каким теплом отзывается сердце о воспоминаниях детства, как дороги нам наши "корни".
Когда на уроках мы говорим об избе, мы говорим и о современных домах, сравниваем их, находим отличия и сходства. Если разговор об обуви или одежде, посмотрим и сравним старинные с современными.
Орудия труда так же изменились: на смену лошади, плугу и серпу пришли тракторы и комбайны.
К посту мы прикрепили странички из Родного слова и «бонус» - фото для темы №21.
Читайте также: