Речеведческие понятия как основа обучения учащихся связным высказываниям
Обновлено: 21.11.2024
Программа «Обучение продуктивной речевой деятельности учащихся средней школы в контексте реализации требований ФГОС» разработана для использования на курсах повышения квалификации педагогических работников средних общеобразовательных учреждений. Программа составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.01.2013г. № 10 « О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников». Представленный материал вариативного модуля рассчитан на 72 академических часа.
2. Актуальность учебной программы
Актуальность программы определяется приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания русского языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Данный этап развития российского образования характеризуется переходом на новые стандарты образования, обновлённый учебный план, совершенствованием содержания курса русского языка в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования, что требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка, постоянного повышения уровня их педагогической квалификации.Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявился коммуникативно-деятельностный подход к отбору содержания обучения русскому языку в школе, когда основной задачей учителя является целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей. Задачей преподавателя русского языка на современном этапе становится, в первую очередь, речевое развитие ребёнка – формирование его коммуникативной компетенции. Реализация этой задачи невозможна без знаний учителем особенностей и этапов речевой деятельности, закономерностей развития речемыслительных механизмов – всего того, что изучает психолингвистика. Поэтому включение в школьный курс системы речеведческих понятий делает содержание и методы более адекватными цели обучения, что создаёт благоприятные условия для повышения эффективности обучения, для усиления практической направленности курса.
Основной целью данной программы является повышение профессиональной компетенции учителей русского языка с учётом новейших достижений современной науки в условиях реализации требований ФГОС ООО к результатам образовательной деятельности педагогов.
Учебный план программы включает в себя 3 основных раздела: «Основы речеведения. Речеведческие понятия – ключ к совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка», «Функциональная стилистика», «Культура речи. Критерии и нормативы оценки творческих работ».
3. Формы занятий
Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и слушателей курса.
- Лекции.
- Практические и семинарские занятия.
- Внеаудиторная самостоятельная работа слушателей .
Формы итогового контроля: тестирование, контрольные работы, по окончании курсовой подготовки – защита итоговой практико-значимой работы.
Таким образом, к концу курса у слушателей накапливается материал, который поможет в дальнейшей работе: лекции, материалы практических и семинарский занятий, итоговые практико-значимые работы.
4. Ожидаемые результаты освоения программы (требования к уровню подготовки слушателей)
В результате освоения программы слушатели должны
- государственные нормативные документы, определяющие общеобразовательную деятельность учителей-предметников в условиях реализации ФГОС ООО;
- сущность современных интерактивных образовательных технологий;
- основные направления и перспективы развития современной педагогики и психологии;
- новейшие достижения в области русского языка и методики его преподавания;
- основные принципы руководства учебно-воспитательным процессом при изучении русского языка;
- сущность и содержание профессиональной культуры педагога;
- эффективно использовать теоретические профессиональные знания в практической деятельности;
- анализировать и решать психолого – педагогические, лингвистические и методические задачи;
- применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников;
- использовать новые информационные технологии;
- самостоятельно интерпретировать основные положения изученных тем;
- оценивать значимость изученного материала, логику его построения, степень собственной активности на аудиторных занятиях и при самоподготовке; оценивать уровень освоения знаний;
- проводить диагностику и мониторинг образовательного процесса;
- следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики в области русского языка и методики его преподавания;
- проектировать образовательный процесс в целом и все его компоненты на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;
- планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с учащимися средней школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам обучения;
- обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
- уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду.
6. Условия реализации программы
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение Программы включает учебные пособия и другие учебно-методические материалы, доступные слушателям и обеспечивающие достаточное качество подготовки по содержанию Программы (см. Список литературы).
Методическое обеспечение учебного процесса включает также разработки составителя программы: мультимедийные презентации и учебно-методические материалы для практических занятий.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Процесс реализации программы обеспечен необходимой материально-технической базой для проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом: лекционной, практической работы. Для эффективного проведения занятий предусмотрено использование современных технологических средств обучения – мультимедийного оборудования.
7. Система оценки качества освоения программы
Промежуточный контроль осуществляется в форме двух контрольных работ и теста. Контрольные работы и критерии их оценки изложены в Приложении 1-3 соответственно.
Итоговый контроль осуществляется в форме выполнения практико-значимой итоговой работы. Защита итоговой работы проходит в форме конференции. Примерные темы работ и критерии их оценки изложены в Приложении 5-7.
8. Перечень учебных модулей, дополняющих содержание данного модуля
- «Связь работы по обогащению словарного запаса с изучением разделов науки о языке и с обучением связной речи»
- «Инновационные методики обучения при создании речевого произведения учащимися средней школы»
- «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность».
Программное содержание
Раздел I. Основы речеведения. Речеведческие понятия – ключ к совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся в курсе русского языка (28 час.)
Тема 1.1. Речеведение как область лингвистики, изучающая язык как средство общения
- ориентировка (в ситуации, в предмете речи);
- планирование (составление программы высказывания);
- реализация программы;
- контроль.
Виды речевой деятельности: продуктивные – говорение, письмо, рецептивные – слушание, чтение.
Цели обучения – формирование трёх компетенций: лингвистической, языковой и коммуникативной.
Базовые речеведческие понятия: стили речи, типы речи, текст, культура речи.
Практическое занятие (2 час.) Повторение ключевых речеведческих понятий: язык и речь, речевая деятельность, её структура и основные виды. Коммуникативно-деятельностный подход как основа образовательного процесса. Ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Коммуникативная компетенция – высшая ступень в иерархии компетенций.
Тема 1.2. Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий
- членимость;
- смысловая цельность: тема и основная мысль текста, микротема, план текста (простой и сложный), строение абзаца (зачин, средняя часть, концовка), основные смысловые отношения в абзаце: перечислительные, сопоставительные, противительные, причинно – следственные, обобщающе – конкретизирующие, пояснительные и др.
- формальная связность: развитие мысли в тексте, актуальное членение предложений в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, способы связи предложений в тексте (последовательный и параллельный), средства связи предложений в тексте (повторы, местоимения, синонимы, антонимы, слова со значением «целое и его части», однокоренные слова; деепричастные обороты, придаточные времени, обстоятельства времени и места, союзы и др.);
- относительная автономность высказывания.
Практическое занятие (4 час.) Семинар-практикум по теме: «Комплексная работа с текстом (отработка умений анализировать текст комплексно: композиционно, стилистически, лексически)».
Тема 1.3. Функционально-смысловые типы речи
Лекция (4час.) Функционально – смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание, в динамике – повествование, причинно – следственных и прочих логических связях – рассуждение. Их разновидности – типовые фрагменты текста (Г.А. Золотова): описание предмета, описание места, описание состояния окружающей среды, описание состояния человека; оценка действительности; повествование о действиях, повествование о меняющихся состояниях; рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление. Строение типовых фрагментов текста, способы выражения «данного» и «нового» в них. Соединение типовых фрагментов в целом («большом») тексте. Работа над сочинениями определённой тематики: сочинение – этюд, сочинение о животных, сочинение о природе, сочинение – описание места и др. Совершенствование речевых умений.
Жанры сочинений – рассуждений: отзыв, рецензия, эссе.
Задание с открытым развёрнутым ответом ( сочинение-рассуждение ),позволяющее со всей полнотой проверить состояние коммуникативной компетенции учащихся.
Практическое занятие (4 час.) Круглый стол по теме «Единый государственный экзамен: сочинение – рассуждение. Этапы выполнения задания части «С» ЕГЭ по русскому языку».
Тема 1.4. Новые требования к методам и технологиям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ООО.
Самостоятельная внеаудиторная работа (8 час.) Изучение основных положений «Федерального государственного стандарта основного общего образования» по русскому языку 2010 года. Фундаментальное ядро содержания образования, его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов. Формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Коммуникативно-деятельностный подход как основа образовательного процесса. Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Раздел 2 . Функциональная стилистика ( 20 час.)
Тема 2.1. Стилистика как аспект преподавания родного языка и как один из разделов школьного курса.
Лекция (4 час.) Речь разговорная и книжная. Соотношение понятий разговорная и книжная речь – устная и письменная речь.
Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический; понятие о стилистически значимой речевой ситуации. Понятие стиля речи; признаки внеязыковые (сфера применения, условия общения, задача речи) и языковые. Жанры, присущие тому или иному стилю.
Стилистическая окраска средств языка: функционально-стилистическая (книжная и разговорная), эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Средства словесной образности.
Изобразительно-выразительные речевые средства.
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение.
Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Методика работы над понятием «стиль речи». Три ступени изучения стилистики в школе (концентрический подход). Методы обучения стилистике (теоретический и теоретико-практический).
Практическое занятие (2час.) Проведение семинара по теме « Методы обучения стилистически дифференцированной речи и их применение на уроках развития связной речи. Использование словарей и справочных пособий в работе по стилистике».
Тема 2.2. Типология стилистических упражнений
- стилистический анализ;
- редактирование (усовершенствование написанного);
- конструирование предложений, направляемое стилистическим заданием;
- изложения – миниатюры со стилистическим заданием;
- стилистические этюды.
Практическое занятие (4 час.) Методический семинар «Стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы на уроках развития речи. Творческий диктант как один из вариантов стилистического эксперимента».
Тема 2.3.Система стилистических упражнений и её конкретная реализация в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку с точки зрения соблюдения преемственно - перспективных связей.
Самостоятельная внеаудиторная работа(8час.) Анализ действующих школьных учебников и программ по русскому языку (5- 9 классы) с точки зрения использования в них методов и приёмов обучения стилистике.
Раздел 3. Культура речи. Критерии и нормативы оценки творческих работ (24час.)
Тема 3.1. Культура речи, её предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.
Лекция (2 час.) Основной критерий правильной речи – соответствие нормам литературного языка. Нормы орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические. Вариантность нормы.
Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, понятность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность речи.
Практическое занятие (2 час.) Круглый стол по теме « Стили языка и коммуникативные качества речи».
Тема 3.2. Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении. Культура речи учителя. Речевой этикет
Лекция (2час.) Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Этические нормы речевой культуры( речевой этикет). Культура речи и другие науки.
Практическое занятие(2час.) Просмотр и обсуждение презентаций ( в том числе фотопрезентаций) преподавателей по темам: « Культура речи и синтаксис», « Культура речи и морфология», « Культура речи и орфоэпия», « Культура речи и лексика», « Культура речи и фразеология» ( из опыта работы при подготовке к ЕГЭ ).
Тема 3.3. Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной методики.
Лекция ( 4час.) Новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов.
Функции и виды контроля.
Содержательная основа итогового контроля. Технология проверки, виды измерителей.
Задание с открытым развёрнутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку.
О расхождениях в экспертной оценке творческих работ. Классификация ошибок. Методика разграничения ошибок разного типа.
Практическое занятие (4 час.) Проведение семинара-практикума по теме: «Грамматические и речевые ошибки и их предупреждение». Методические рекомендации по проверке и оцениванию заданий с развёрнутым ответом (сочинений) части «С» ЕГЭ по русскому языку. Компетентностный подход в проверке.
Тема 3.4. Современный урок развития речи. Позиция педагога и ученика в современном образовании.
Самостоятельная внеаудиторная работа (8 час.) Рассмотрение модели современного урока, характера взаимодействия «учитель-ученик» в современном образовании, сравнительная характеристика традиционного и современного уроков. Создание модели урока, направленного на формирование личностных, регулятивных, метапредметных и предметных результатов с использованием современных методов обучения и инновационных технологий.
Читайте также: