Ребенок говорит заученными фразами

Обновлено: 04.11.2024

Одним из наиболее тревожащих симптомов у ребёнка с особенностями развития является эхолалия.

Эхолалия - это неконтролируемое повторение чужой речи.

Эхолалии бывают немедленными и отсроченными.

Немедленная эхолалия это мгновенное повторение речи. Например, вы задаёте вопрос: " Ты хочешь чай? ", а вам в ответ (в зависимости от уровня развития речи) либо полностью повторяют вопрос: " Ты хочешь чай ", либо говорят последнее слово: " Чай ".

Отсроченная эхолалия это повторение заученных фраз из мультиков, фильмов, сказок и т.д. не сразу, а через какое-то время.

Раньше психиатрами и учёными эхолалия воспринималась исключительно как негативный симптом - эхолалии появлялись при серьёзных расстройствах, которые сопровождались распадом психики, такими как кататоническая шизофрения, болезнь Альцгеймера и особенно болезнь Пика.

В детском возрасте эхолалия традиционно ассоциируется с расстройствами аутического спектра (РАС), но на самом деле она встречается и при других нарушениях, например, при синдроме Туретта, сенсорной алалии, нарушениях зрения и слуха и др. Но что самое интересное, так это то, что эхолалия может быть совершенно нормальным этапом развития речи у ребёнка без каких-либо отклонений .

фото из открытых источников фото из открытых источников

Когда эхолалия является нормой?

Существует два таких периода.

Первый период, когда в норме может возникнуть эхолалия, приходится на возраст с младенчества до полутора лет - малыш может повторять слова и фразы, не понимая их значения. Повторение используется им, чтобы отработать речевые навыки.

Второй этап может наступить с 3 до 4 лет. В этом возрасте ребёнок использует эхолалию для обучения диалогу и поддержания беседы со взрослым. Так как навыков может быть ещё недостаточно, в ход идёт эхолалия. К 4 годам у нормально развивающегося ребёнка эхолалия полностью угасает.

Если эхолалия выходит за пределы 4-летнего возраста, она становится симптомом нарушения развития.

Так значит эхолалия - это плохо?

Я бы так не сказала. Например, бывает аутизм без эхолалии, но проблемы-то никуда не уходят. То есть, эхолалия это просто симптом нарушений развития, не более.

Однако многих родителей она пугает и даже раздражает. Тем не менее, при отсутствии повреждений мозга это скорее хороший знак, чем нет - он показывает, что ребёнок готов осваивать речь и пытается общаться! Просто делает он это таким вот специфическим способом. Например, эхолалии могут использоваться ребёнком в следующих ситуациях:

👉 Он не знает что ответить, но чувствует необходимость поддержать диалог . У нас такое было, когда Лёва ещё не понимал смысл вопросов. Я ему: " Когда падает снег? ", а он мне с удивлённым видом: " Снег? ", " Когда? " или мой вопрос полностью;

👉 Желание согласиться - ребёнку может не хватать слова " Да " и он повторяет за вами фразу, чтобы выразить согласие;

👉 Попытки лучше понять чужую речь - характерно для детей с трудностями в понимании обращённой речи. Ребёнок может специально повторять слова и предложения, чтобы лучше разобраться в том, что вы хотели сказать;

👉 Обдумывание ответа на ваш вопрос - может быть такая ситуация: вы спросили: " Хочешь пить? " и ребёнок говорит: " Хочешь пить ". Это может раздражать и казаться издевательством. Но взрослые аутисты часто объясняют подобное тем, что они на самом деле обдумывают слова и задаются внутри вопросом: " Хочу ли я пить? ", а внешне это выливается в эхолалию;

👉 Облегчение общения - ребёнку какое-то время проще использовать заученные фразы, чем формулировать свои собственные. Особенно это характерно для стрессовых ситуаций;

👉 Баловство - повторение смешных, по мнению ребёнка, слов;

👉 Аутостимуляция (стимминг) - эхолалия используется ребёнком для получения каких-нибудь приятных ощущений. Например, ребёнок на взводе, но у него есть любимая сказка - он может начать повторять фразы из этой сказки, чтобы почувствовать себя более комфортно.

Кроме того, у аутистов, как и у алаликов, нередки проблемы с грамматически верным построением предложений. Эхолалия через многократное повторение может помочь усваивать как правильно говорить те или иные слова и фразы.

Можно ли сделать так, чтобы речь не состояла сплошь и рядом из эхолалий?

Да, так можно сделать при помощи специальных приёмов. Причём можно не только сократить эхолалию, но и улучшить коммуникативные навыки ребёнка, так как в отличие от ситуаций, когда ребёнок вообще тебя не видит и ничего не говорит, эхо по крайней мере даёт какую-то базу для работы.

С эхолалией можно поработать следующими способами:

🌟 Расширять словарный запас и количество фраз .

Надо вворачивать при случае новые слова и фразы. Например, многие просьбы ребёнка можно сопровождать правильно оформленными фразами, давая ему подсказку что именно стоит сказать. Например, если ребёнок просит печенье, можно говорить готовую фразу, чтобы в следующий раз он использовал её: " Я хочу печенье ".

🌟 Использовать приёмы с акцентированием слов.

Метод работает следующим образом. Допустим, ребёнок хочет воды. Он показывает на стакан. Если вы просто спросите: " Хочешь воды? ", то ребёнок с эхолалией, скорее всего, просто повторит за вами: " Хочешь воды ". Но можно сделать ударение на одном слове - сказать слово " хочешь " спокойным, приглушенным тоном, а " воды " подчёркнуто выделенным. Тогда ребёнок с высокой долей вероятности повторит только слово: " Воды ". Это будет эхолалия последнего слова, но эхолалия в тему.

🌟 Обучить фразам, выражающим потребности.

В этом особенно нуждаются дети с аутизмом. Часто они не понимают как выразить свои нужды так, чтобы быть услышанными.

В ситуациях, когда вы понимаете, что за какой-то эхолалией "не в тему" стоит определённая потребность, надо вворачивать в оборот ребёнка правильные слова: " Я хочу пить/есть/спать ", " Я устал ", " У меня болит рука/нога/голова ", " Стоп, мне некомфортно (громко/ярко/неприятно) ", " Я хочу/не хочу ".

Здесь неплохо работает призывать на помощь других членов семьи, чтобы они изображали, что чего-то хотят, говорили фразу и тут же получали на неё отклик.

🌟 Подсказывать ответы.

Я уже выше писала, что у Лёвы был период эхолалий, когда он просто не знал правильный ответ, но чувствовал, что надо что-то сказать. Помогло самостоятельно задавать вопрос и самостоятельно же на него отвечать. Не факт, что получится с первого раза, но это правда работает. Постепенно ребёнок запоминает, что означает слово или вопрос. В последующих подобных ситуациях он уже не будет эхолалить, а скажет правильный ответ.

🌟 Стараться не использовать фразы, которые заканчиваются именем ребёнка .

Если говорить: " Привет, Катя! ", то Катя со временем начнёт и папе, и бабушке, и кошке на улице говорить: " Привет, Катя! ". Такие фразы лучше употреблять без конкретных имён и сопровождать уместными жестами: " Привет " (улыбнулись/помахали рукой), " До свидания "(помахали рукой), " Умница " (поцеловали/обняли/погладили).

🌟 На занятиях используйте фразовый конструктор

Он позволяет и детям с тяжёлыми нарушениями речи, и детям с аутизмом, делать более гибким язык общения, а не только говорить заученными фразами. Рекомендую от души - сыну во многом именно такой конструктор помог довольно быстро перейти к фразам и лучше оперировать речью.

Принцип конструктора очень прост. Есть 1-2 пиктограммы с действиями, под которые подставляются соответствующие картинки. В результате вы имеете массу вариантов типа " Мама пьёт сок ", " Мама пьёт молоко " и т.д. Ребёнок понимает, что в зависимости от обстоятельств фраза может сильно меняться.

Для деток с аутизмом на место глагола можно вставить слово или картинку " Хочу ", чтобы обучить выражению потребностей. Получится: " Я хочу мяч ", " Я хочу молоко " и т.д.

Читайте также: