Развивать грамматический строй речи стимулировать произносить предлоги в структуре простой фразы

Обновлено: 18.05.2024

• Упражнять в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже.

• Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам.

• Совершенствовать навык составления простых предложений по картине и их

• Обогащать экспрессивную речь сложными предлогами.

Развитиепсихических процессов:

• Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы.

Социально – коммуникативное развитие

• формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение

работать и играть в коллективе, внимательно слушать своих товарищей, не перебивать их.

• Укреплять психическое и физическое здоровье детей посредством динамической паузы.

• Создать эмоционально – положительный климат в детском коллективе посредством игровых приёмов.

Познавательное развитие

• Закрепить представление о растительном мире.

Оборудование: наглядные и опорные картинки, отрывок из мультфильма серий «Маша и медведь», мяч, индивидуальные картинки.

1. Демонстрация наглядных пособий. (рассматривание картин с изображением сюжета и различных действий, рассматривание схемы).

Вопросы, объяснение, (объяснение по схеме);

познавательная беседа по теме, итоговая беседа.

3. Просмотр отрывка мультфильма.

Приёмы: вопросы, указание, педагогическая оценка.

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическое упражнение, игра с мячом «Представлялки», игра «Превращалки», «Подбери слово».

2. Воображаемая ситуация во время динамической паузы, игровые действия во время чтения стихотворения.

Приемы: появление сказочного героя, создание игровой ситуации, сюрпризный момент.

Практические методы обучения

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Индивидуальная работа с Лерой Х, Артёмом Ш, Алиной и Полиной закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, составлять простые предложения по картине (наводящие вопросы, сопряжённая речь…. и т. д.).

Индивидуальная работа с Лерой Х, Артёмом, Полиной закрепить слуховое внимание, умение подбирать нужный предлог в предложении с помощью логопеда (наводящие вопросы, сопряжённая речь…. и т. д.).

Индивидуальная работа с Никитой, Лерой Х, Артёмом закрепить умение составлять графические схемы предложения с помощью логопеда (наводящие вопросы, сопряжённая речь…. и т. д.).

«Доскажи нужные слова» смотри приложение.Словосочетания: белый медведь, большой кит, удивительные птицы, толстокожий тюлень, острозубый морж, северный котик, длиннорогий олень, пятнистый тигр, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.

ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.

Закрепление изученного материала

Сделай, как я скажу.

Логопед просит детей выполнять его инструкции:

Маша, подойди к Насте. К кому подошла Маша?

Женя, подойди к доске. К чему подошел Женя?

Дима, подойди …столу. Правильно я дала задание Диме или что-то пропустила? Да, я не сказала маленького слова К. Как надо было сказать? (Дима, подойди к столу.)

То же с предлогом ОТ.

Логопед выставляет на доску схемы предлогов К, ОТ и уточняет –когда мы говорим эти маленькие слова: К – когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, ОТ – когда предмет отодвигается от чего-то.

Логопед сообщает тему: «Сегодня на занятии мы подробнее узнаем эти маленькие слова, которые будем учиться говорить в предложении. А поможет нам в этом всеми любимая героиня Маша, которая живёт рядом с Мишей. Вам понравилось, что на прошлом занятии она приносила фотографии и вы с удовольствием вспоминали все интересные истории, которые происходили с ней. Вот и сегодня на занятие она вновь прислала нам свои фотографии, чтобы мы их посмотрели и угадали, глядя на них, что происходило с Машей».

Логопед показывает фрагменты некоторых серий из мультфильма «Маша и медведь», либо сюжетные картинки по данному мультфильму. После каждого просмотра фотографий (фрагмента из мультфильма) дети высказывают своё мнение о содержании данного сюжета. После чего логопед задаёт соответствующие вопросы.

На выбор логопеда: серия «Варись варенье» или серия «Раз в году».

«Варись варенье»Логопед показывает слайд с картинками и спрашивает у детей:

«Ребята, а вы сможете сказать, глядя на эту фотографию, куда (к кому) побежала Маша с кашей?» Дети отвечают полным предложением: «Например, Маша с кашей побежала к ёжику (к белке)». И так далее.

Серия «Раз в году».Логопед показывает слайд с картинками и спрашивает у детей:

«Ребята, а вы сможете сказать, глядя на эту фотографию, что произошло с Машей?» К кому приходила Маша в свой День рождения? Дети отвечают полным предложением: «Например, Маша в свой День рождения приходила к ёжику (к белке)». И так далее. Логопед спрашивает Кому обрадовалась Маша? Чему обрадовалась Маша? (показывает картинку).Примерный ответ: «Маша обрадовалась салюту.»

Серия «Кто не спрятался, я не виноват» Логопед, показывая картинки и предупреждая детей,что эту историю они уже видели спрашивает: «Что делали Маша с мишей? К чему (к каким предметам) подходил Миша, когда искал Машу?»

Дети: Миша подходил к холодильнику…. К чему (к каким предметам) подходила Маша, когда искал Мишу? Маша подходила к улью (к дереву, к кусту, к ежу, к машине, к камину….)

Логопед: Какое одинаковое слово вы произносили во всех предложениях? (Слово «К»)

Посмотрите на схему. Стрелка направлена к квадрату. Это маленькое слово «К».Логопед спрашивает: «Ещё раз скажите, что обозначает маленькое слово К».

Ребята, посмотрите, какие маленькие домики нам принесла Маша! В одном домике живёт слово К, а в другом – ОТ.

Логопед: «В волшебной стране маленьких слов жил-был «К». Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому он «К»часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всёравно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Логопед: А рядом со словом «К» жил-был его братец – «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот.Жители этой страны его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ них. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый. (Показ схемы предлога).

Это схема слова «ОТ». Это маленькое слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от квадрата.

«Представлялки»

Логопед: Закройте глаза и представьте, к чему может подойти Маша, когда гуляет в лесу?

Какое одинаковое слово вы произносили во всех предложениях? (маленькое слово «К»)

Когда произносится «К»? (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается). Вспомнила Маша, что ей нужно пойти к Мишке. И тогда она наоборот отошла от чего?

Какое сейчас одинаковое слово вы произносили во всех предложениях? («ОТ»)

Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает. (Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от слона, слон убегает от мышки). Какое маленькое слово вы произносили? (Предлог «ОТ»).

Когда произносится предлог «ОТ»(Когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется).

Ребята, послушайте,можно ли так говорить: Мама подошла от дерева.

– Почему так говорить неправильно? (Предложение непонятное людям). Что надо сделать, чтобы предложение было верно? (Нужно заменить маленькое слово «от» на слово «к»)

– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к дереву.)

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Логопед: “ А сейчас поиграйте со мной в игру “Скажи наоборот”. Я буду говорить “К двери”,а вы: “От двери”

К луже- … от лужи.

Лиса подбежала к курятнику.

К стене - … (от стены).

От кровати - … (к кровати).

К столу - … (от стола).

К лавке - … (от лавки).

От буфета - … (к буфету).

К бочке – … (от бочки).

От сундука - … (к сундуку).

Подойти к двери – Отойти от двери. Подъехать к дому.

Подплыть к берегу. Подбежать к маме.

Пришить к платью пуговицу. Прикрепить к воротнику брошку.

Положить шарф к шапке. Пододвинуть сапоги к туфлям3. Появление сказочного персонажа

Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?

Если дети затруднятся ответить,загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…

– К нам пришел…» (Появляется игрушка колобка, колобок поет песенку)

– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог «ОТ»).

– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т. д.)

Логопед: Поиграем с Колобком. Колобок вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

• Утка подплыла к берегу.

• Бабушка поставила кресло к дивану.

• Зоя отвязала козу от дерева.

• Сорока отлетела от забора.

• Таня подошла к магазину. И так далее.

• Шмель подлетел к цветку.

• Машина отъехала от магазина.

• Синица отлетела от кормушки.

• Мяч подкатился к стене.

• Теплоход причалил к пристани.

• Автобус подъехал к остановке.

• Черепаха подползла к камню.

Работа с индивидуальным наглядным материалом. Составь предложение, назови предлог.

Логопед раздает детям по одной игрушке. Ребенок должен придумать с этой игрушкой предложение сначала с предлогом К, затем с предлогом ОТ и при этом обязательно назвать использованный предлог. (Схемы предлогов выставлены на доску).Например: Машина отъехала от ворот. Машина подъехала к воротам. Логопед поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов.

Итог занятияВопросы по содержанию: «С какими новыми маленькими словами вы познакомились? Когда мы их используем? Какая игра вам больше понравилась на занятии?»

Похвала, оценка деятельности детей. Поощрение.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Читайте также: