Развернутое речевое сообщение и его порождение мотив и замысел высказывания
Обновлено: 04.11.2024
Мы остановились на лингвистическом и психологическом анализе процессов речевой коммуникации и на значении нейропсихологии в выделении компонентов речевого высказывания.
Сейчас мы должны более детально рассмотреть один из основных процессов речевой коммуникации — порождение речевого сообщения — и подойти к тем фактам, которые помогут нам выделить его существенные компоненты с помощью нейропсихологического анализа.
Возникает естественный вопрос: какую роль играют только что перечисленные этапы в формировании высказывания и какие именно мозговые структуры связаны с осуществлением каждого из этих этапов?
Как мы уже сказали выше, ответ именно на этот вопрос может быть существенно уточнен с помощью нейропсихологического исследования.
Не можем ли мы думать, что мотив, формирование общего замысла, воплощение его в первичное семантическое представление, а затем — в глубинно-синтаксическую схему и перевод ее в развернутую линейную схему фразы осуществляется при участии Целого комплекса мозговых структур, из которых мы можем выделить те, которые играют превалирующую роль на каждом этапе этого процесса?
Анализируя, какие именно этапы охарактеризованного выше пути непосредственно связаны с теми или иными системами
Для решения этой задачи мы использовали описанные ниже приемы, оправдавшие себя в нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга.
стороны, и создать смысловую схему самостоятельного высказывания — с другой.
Следующей — третьей фазой исследования является изучение повторной речи больного. На этой стадии больному предлагалось повторять отдельные звуковые комплексы, слова, серии слов и фразы. Эта система опытов должна была показать, в какой мере у больного сохранна возможность простой репродуктивной речи и не нарушается ли возможность повторять предъявленный ему речевой материал при переходе от одного комплекса (слога, слова, фразы) к серии (цепи) компонентов (слогов или слов).
Четвертой фазой исследования являлось изучение того, насколько У больного оставался сохранным процесс нахождения нужных лексических единиц (слов) и не имели ли у него место либо затруднения в таком нахождении, либо замены нужной лексической единицы на побочную (парафазии).
В одной из них больному предлагается называть указанные ему Предметы или действия (при наличии зрительной опоры — называние показанных вещей или их изображений, и при отсутствии зрительной опоры — называние частей тела); в другой из них исследуется, с какой легкостью у больного всплывают слова в процессе связного высказывания.
Обе серии опытов имеют принципиальное различие. В первой из них испытуемый называет слово, выделяя его из парадигматической системы (системы иерархических обобщений или классификаций); во втором случае он делает это, опираясь и на синтагматические связи, иначе говоря, воспроизводит слова в контексте разговорной речи. Мы еще увидим, какое значение имеет тот факт, что оба только что приведенных опыта могут обнаруживать трудности в различных случаях и тем самым указывать на различные пути, которые лежат в основе всплывания нужных лексических единиц.
Пятой фазой собирания материала является переход к анализу самостоятельной монологической речи больного.
Легко видеть, что сравнительный анализ данных, полученных при всех указанных вариантах исследования монологической речи, давал возможность установить, какие именно звенья речевого процесса — самостоятельное создание замысла, активный анализ материала и выделение исходной смысловой схемы, удержание выделенной избирательной программы или создание основной речевой схемы («глубинной грамматики»), лежащей в основе развернутого речевого повествования, — оставались для больного доступными и какие из только что указанных звеньев нарушались.
Лишь такой развернутый комплекс приемов и сопоставление всех полученных данных позволяют прийти к выводу, какой именно компонент механизма, осуществляющего речевое кодирование мысли, является нарушенным, проявляется ли дефект в отсутствии или слабости мотива, затруднении создать или удержать замысел или мысль, в трудности перекодировать этот замысел в схему будущего высказывания или, наконец, в ряде операционных нарушений, относящихся к подбору нужных слов, использованию соответствующих логико-грамматических отношений и т.д.
Читайте также: