Развернутое речевое сообщение и его порождение мотив и замысел высказывания

Обновлено: 03.07.2024

Мы остановились на лингвистическом и психологическом ана­лизе процессов речевой коммуникации и на значении нейропси­хологии в выделении компонентов речевого высказывания.

Сейчас мы должны более детально рассмотреть один из основ­ных процессов речевой коммуникации — порождение речевого со­общения — и подойти к тем фактам, которые помогут нам выде­лить его существенные компоненты с помощью нейропсихологи­ческого анализа.

Возникает естественный вопрос: какую роль играют только что перечисленные этапы в формировании высказывания и какие именно мозговые структуры связаны с осуществлением каждого из этих этапов?

Как мы уже сказали выше, ответ именно на этот вопрос может быть существенно уточнен с помощью нейропсихологического исследования.

Не можем ли мы думать, что мотив, формирование общего замысла, воплощение его в первичное семантическое представле­ние, а затем — в глубинно-синтаксическую схему и перевод ее в развернутую линейную схему фразы осуществляется при участии Целого комплекса мозговых структур, из которых мы можем вы­делить те, которые играют превалирующую роль на каждом этапе этого процесса?

Анализируя, какие именно этапы охарактеризованного выше пути непосредственно связаны с теми или иными системами

Для решения этой задачи мы использовали описанные ниже приемы, оправдавшие себя в нейропсихологическом исследова­нии больных с локальными поражениями мозга.




стороны, и создать смысловую схему самостоятельного высказы­вания — с другой.

Следующей — третьей фазой исследования является изучение повторной речи больного. На этой стадии больному предлагалось повторять отдельные звуковые комплексы, слова, серии слов и фразы. Эта система опытов должна была показать, в какой мере у больного сохранна возможность простой репродуктивной речи и не нарушается ли возможность повторять предъявленный ему ре­чевой материал при переходе от одного комплекса (слога, слова, фразы) к серии (цепи) компонентов (слогов или слов).

Четвертой фазой исследования являлось изучение того, насколько У больного оставался сохранным процесс нахождения нужных лек­сических единиц (слов) и не имели ли у него место либо затрудне­ния в таком нахождении, либо замены нужной лексической еди­ницы на побочную (парафазии).

В одной из них больному предлагается называть указанные ему Предметы или действия (при наличии зрительной опоры — назы­вание показанных вещей или их изображений, и при отсутствии зрительной опоры — называние частей тела); в другой из них ис­следуется, с какой легкостью у больного всплывают слова в про­цессе связного высказывания.

Обе серии опытов имеют принципиальное различие. В первой из них испытуемый называет слово, выделяя его из парадигмати­ческой системы (системы иерархических обобщений или класси­фикаций); во втором случае он делает это, опираясь и на синтаг­матические связи, иначе говоря, воспроизводит слова в контек­сте разговорной речи. Мы еще увидим, какое значение имеет тот факт, что оба только что приведенных опыта могут обнаруживать трудности в различных случаях и тем самым указывать на различ­ные пути, которые лежат в основе всплывания нужных лексиче­ских единиц.

Пятой фазой собирания материала является переход к анализу самостоятельной монологической речи больного.

Легко видеть, что сравнительный анализ данных, получен­ных при всех указанных вариантах исследования монологической речи, давал возможность установить, какие именно звенья ре­чевого процесса — самостоятельное создание замысла, актив­ный анализ материала и выделение исходной смысловой схемы, удержание выделенной избирательной программы или создание основной речевой схемы («глубинной грамматики»), лежащей в основе развернутого речевого повествования, — оставались для больного доступными и какие из только что указанных звеньев нарушались.

Лишь такой развернутый комплекс приемов и сопоставление всех полученных данных позволяют прийти к выводу, какой именно компонент механизма, осуществляющего речевое кодирование мысли, является нарушенным, проявляется ли дефект в отсут­ствии или слабости мотива, затруднении создать или удержать замысел или мысль, в трудности перекодировать этот замысел в схему будущего высказывания или, наконец, в ряде операцион­ных нарушений, относящихся к подбору нужных слов, использо­ванию соответствующих логико-грамматических отношений и т.д.

Читайте также: