Работа над фразой у детей с алалией
Обновлено: 22.12.2024
Ваш ребёнок начал заниматься с логопедом. Вам, с помощью логопеда, необходимо изменить, улучшить речевой режим дома. Это поможет уменьшить срок коррекционной работы первого этапа. Совместно, вы сформируете: мотивацию ребёнка к речи, желание подражать взрослым, увеличите глагольный словарь ребёнка, научите первым необходимым словам для обращения (ссылка на план коррекционной работы).
Речевой режим ПОМОЖЕТ вам стать для малыша со-настроенным взрослым, внимательным и чутким! Вы уже не будете «тормозить» речь ребёнка, а наоборот:
Речевой режим – это правила речевого (вербального) поведения для взрослых! Его необходимо ЗНАТЬ и ПРИМЕНЯТЬ.
- Говорить взрослому нужно меньше. Не общаться меньше, а именно говорить.
Представьте себе, что вы пытаетесь в реке увидеть одну конкретную каплю воды. В речном потоке их так много, что они сливаются в единое целое. Взрослая речь, маленьким ребенком воспринимается одним сплошным потоком. Вам нужно научить ребёнка фиксировать и ловить нужную каплю воды, дать ему эту реку по каплям.
Как?
- Положение «лицом к лицу». Это благоприятное положение для общения. Вы говорите с малышом глядя на него, а он на вас.
Нельзя говорить что-то ребёнку, когда он чем-то увлечённо занят, или в другой комнате – нет смысла, бесполезно.
При положении «лицом к лицу» дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З) можно увидеть. Это поможет ребёнку правильнее подражать новому слову.
- Говорите короткими фразами (не более 4 слов), без сложных конструкций, с интонацией завершенности, с короткими паузами, медленно, не тараторьте. Используйте прямой порядок слов в предложении: подлежащее + сказуемое, подлежащее + сказуемое + любой член предложения:
«Киса ест». «Киса хочет есть». «Мы идем гулять».
Нельзя говорить с ребёнком быстро, сложными, длинными предложениями.
Не правильно: «На улице тепло и потому мы с тобой пойдем гулять».
Правильно: «На улице тепло. (ваша пауза) Мы пойдем гулять». (ваша пауза и ожидание ответной реакции).
Потренируйтесь. Запишите предложения, которые вы часто говорите ребёнку.
- Произносите все слова во фразе чётко и плавно.
Нельзя произносить слова по слогам ребёнку с моторной алалией!
Мозг ребёнка понимает слог, как отдельное слово. Когда вы произносите слово по слогам МА-ШИ-НА, вы говорите 3 бессмысленных слова, нагружая и путая его.
Нельзя произносить слова так, как вы их пишете!
КАРОВА вместо КОРОВА
Сначала формируется устная речь – это база для письменной речи.
Грамматическим правилам учат в школе. Не путайте ребёнка!
- Говорите эмоционально выразительно! Больше радости, больше удивления: «Ах! Это жук!», «Мяч упал!», «Ой! Чашка разбилась!»
Нельзя говорить тихо, монотонно, сквозь зубы!
Ребёнок, учится говорить, подражая близким взрослым. Он копирует интонацию, громко, эмоционально произнесённые слова взрослого! Поэтому в активном словаре ребёнка могут появиться эмоционально «плохие» слова, если взрослые дома их не выбирают.
Будьте для ребёнка образцом красивой речи!
- Произносите новые, изучаемые или закрепляемые слова, интонационно выделяя их голосом – акцентируйте нужное слово, делайте на нем логическое ударение, протяните его дольше других слов, добавьте в него больше радостных ноток.
Нельзя делать акцент голосом сразу в нескольких словах одного предложения.
- Используйте короткие слова, доступные пониманию и повторению, желательно 1-2 слога, без стечения согласных.
Например: не «стаканчик», а чашка, не «кукла», а ляля, не «кошка», а киса.
Исходить нужно из индивидуальных возможностей ребенка – кому-то проще сказать кошка («Кока»), чем киса. Это связано с доступностью артикуляционных движений ребёнка на определённом этапе речевого развития. Поэтому иногда нужно дать несколько разных слов, чтобы ребенок выбрал для себя какое-то одно, удобное ему. Обязательно варианты нужного слова предлагайте не механически, а обыгрывайте их в определённой ситуации, лучше с игрушкой, а не с картинкой.
Например: Возьмите мягкие игрушки кошек (большую и маленькую.
«Вот киса» (показываю маленькую кошку). «Вот кот» (показываю большую). Приближаю кису к миске «Ест киса или кот?» (жду ответной реакции, смотрю на ребёнка, он может показать пальчиком на кису – и это тоже его ответ, я подхвачу его «Киса. Ест киса». Аналогично кормлю кота и говорю и т.д.)
Нельзя механически, вне ситуации, без игры с предметом, просить ребёнка повторять слова. «Скажи кот, кот, кот». НЕЛЬЗЯ.
- Не используйте «детские» слова, звукокомплексы по типу би-би, ням, бай, когда ребёнок их уже хорошо говорит в речи. Подкрепляйте нормативное слово.
Ребенок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина».
Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка.
Поэтому не «книжечка», а книга, не «собачка», а собака.
Нельзя, на этом этапе развития использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
- Громко, выразительно, эмоционально хвалите ребёнказа любые речевые проявления, звуки, слоги, искажённые слова и т.д.
Одобрять, поощрять, искренне радоваться, но при этом не ожидать слов слишком сильно, чтобы не пугать ребенка: сказал – замечательно, не сказал – скажет в следующий раз.
На этом этапе речевого развития не важно, как звучит слово, сколько в нем осталось слогов, как искажаются звуки, главное, чтобы слово было.
Словом, специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие.
Нельзя не реагировать на слова ребёнка, нужно за них хвалить!
«Угадай, кто это»? «Я забыла, что это – помоги мне». «Я не вижу. Это…».
Нельзя регулярно использовать слова «скажи», «повтори».
- Играйте с ребёнком. Занимаются специалисты, а родителям нужно дома с ребёнком играть! Игра обучает! Ребёнок, играя с вами не догадается, что вы чему-то его учите. Поэтому занятия проводятся не по расписанию 2 раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слова: «жук», «ползет», «летит» … Рассказали: «Жук ползет в траве.Жук летит в небе». Обучают не занятия с картинками, а жизнь.
- Позволяйте ребёнку изучать предмет: крутить, разбирать, собирать, совершать различные действия с ним.Предмет в руках ребенка помогает в 3 раза быстрее усвоить новое слово. Даже если он ломает машинку – он не просто ее ломает, он ее анализирует,пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова «колесо», «руль», «красная», «сломал».
- Заведите дневник-словарь. В нём фиксируйте новые сказанные ребенком слова и фразы.Дневник будет напоминать вам и другим членам семьи, о чем можно поговорить на прогулке или в магазине.
Правила отмены занятий.
Ребенок заболел, устал или не в настроении – лучше отменить или перенести занятие. Не стоит на ослабленный организм или на плохое настроение накладывать речевые упражнения, чтобы не возникла связка «мне плохо, и я говорю, значит говорить плохо». Это может спровоцировать речевой негативизм. Только отменять занятия нужно так, чтобы ребенок не заметил факта отмены, чтобы в следующий раз не возникло искушения – «я покапризничаю и не буду заниматься».
10 нельзя в общении с ребёнком с моторной алалией на первом этапе коррекционной работы.
- Нельзя говорить ребёнку что-то, когда он чем-то увлечённо занят, или в другой комнате – нет смысла, бесполезно.
- Нельзя говорить с ребёнком быстро, сложными, длинными предложениями.
- Нельзя произносить слова по слогам ребёнку с моторной алалией!
- Нельзя произносить слова так, как вы их пишите!
- Нельзя говорить тихо, монотонно, сквозь зубы!
- Нельзя делать акцент голосом сразу в нескольких словах одного предложения.
- Нельзя механически, вне ситуации, без игры с предметом, просить ребёнка повторять слова. «Скажи кот, кот, кот». НЕЛЬЗЯ.
- Нельзя, на этом этапе развития использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
- Нельзя не реагировать на слова ребёнка, нужно за них хвалить!
- Нельзя регулярно использовать слова «скажи», «повтори».
Применяя правила речевого режима, вы научитесь быть для малыша проводником в развитии речи. Вы успешно совместно с логопедом преодолеете все трудности и перейдёте на следующий этап развития.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Читайте также: