Публичное выражение позиции парламента по конкретному вопросу внутренней или внешней политики
Обновлено: 04.11.2024
1) Главная задача парламента — принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы.
2) Парламент избирает, назначает другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение генерального прокурора.
3) Во многих странах парламент образует весь состав правительства: после чего правительство назначается актом главы государства.
4) Парламент формирует конституционный суд, верховный суд.
5) Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц.
6) В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.
7) Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте президента и некоторых иных должностных лиц (например, в США — федеральных судей).
8) Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе принимать решения о государственных займах, устанавливать налоги.
№63 Формы контроля парламента за деятельностью правительства гос-ва (вотум недоверия, интерпелляция, актуальный час, письменный запрос и пр.).
Формы такого контроля различны в президентских республиках и в парламентарных республиках и монархиях.
Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров:
1. Вопросы к правительству, министрам, другим высшим органам государства на пленарном заседании парламента. Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений.
2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства. Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.
3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена.
4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству. Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной; в отставку уходит все правительство (например, в Дании).
5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительство опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает.
9. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения, использовании во Франции президентом исключительных полномочий).
10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности.
11. Контроль за делегированным законодательством — актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок.
6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости.
7. Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.
8. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. В ряде стран существуют комиссары по контролю за законностью в вооруженных силах, по экологии, по равенству языков и др. Они делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело.
№64Понятие и стадии законодательного процесса в ЗС.
Законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается порой даже в учебной литературе. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения: 1) порядок деятельности (в данном случае по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума. Законотворчество – более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, правом подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку.
Законодательный процесс – как порядок деятельности по созданию закона. Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет свои стадии. Ими являются:
1) внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива); Это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.Различие между законопроектом и законопредложением, казалось бы, очевидно из буквального смысла этих слов: первое имеет в виду текст будущего законасо всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т. д.), а второе – лишь идею, в лучшем случае концепцию, будущего закона.Круг субъектов права законодательной инициативы различен в разных странах и определяется зачастую конституциями. В подавляющем большинстве стран он охватывает правительство и парламентариев (правительственная и парламентская инициатива). В США таким правом обладают только парламентарии (лишь проект бюджета представляется Президентом, но бюджет представляет собой акт особого рода). В ряде стран данный круг включает иных субъектов – государственные органы высшего и непосредственно нижестоящего уровня, центральные государственные учреждения, иногда религиозные и иные общественные формирования (специальная инициатива), внутрипарламентские органы, органы и учреждения при парламентах, группы избирателей (народная инициатива).
2) обсуждение законопроектасостоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре). Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием «кенгуру» — по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием «гильотина» — заранее назначается время прекращения прений. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут.
Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.В некоторых странах для рассмотрения отдельных законопроектов могут создаваться подкомитеты (подкомиссии). В США комитет или подкомитет направляет копии законопроекта заинтересованным организациям и дает их представителям возможность выступить на своем заседании, организуя публичное слушание. Он может вызвать свидетелей, которые обязаны явиться под угрозой штрафа.
3) принятие закона;Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле — большинством присутствующих.
Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери).
При двухпалатном парламенте, после принятия в одной палате он поступает в другую. Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.
При разногласиях палат применяется несколько способов их преодоления:
1) правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте;
2) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат;
3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием.
4) санкционирование, промульгация и опубликование закона. Иногда последнюю стадию разделяют на две:
а) санкционирование (подписание) главой государства закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. Сам термин «санкционирование» пришел из времен борьбы между монархами и парламентами и означал тогда, что закон, принятый парламентом, вступает в силу только при том непременном условии, что глава государства с ним согласен и свое согласие выражает, подписывая его текст.
б) промульгацию с официальным опубликованием.После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.
Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования.
№65 правовой статус депутатов современного парламента.
Права и привилегии членов парламента. Как уже отмечалось, в составе парламентов могут быть заместители парламентариев, иногда в заседаниях участвуют другие лица, но право решающего голоса имеют только депутаты, сенаторы.
В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны (в Бразилии — приблизительно 150 тыс. долл. США в год).
В некоторых странах (Франция и др.) размер вознаграждения делится на две части; вторую часть депутат может получать в зависимости от посещения им заседаний парламента, от активности в работе. Депутаты имеют пенсионные льготы. В США они имеют право на пенсию с 50 лет.
В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу. Депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов. Считается, что сохранение прежнего рабочего места дает депутату в отличие от профессионального парламентария возможность поддерживать постоянную связь с населением, знать его нужды, не отрываться от простого народа.
В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют так называемый свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, и потому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими.
В странах тоталитарного социализма депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.
Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.
Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое — неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными.
Второе значение индемнитета — депутатское вознаграждение, о котором было сказано выше.
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента. Депутат имеет право на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры.
Читайте также: