Прокомментируйте фразу я а коменского игра практически с древних времен выступает как форма обучения
Обновлено: 04.11.2024
Чужой компьютер
Просмотр темы 1
10. Цель, задачи воспитания и образования по Я. А. Коменскому. Система школ, организация школьной жизни, дидактические принципы Я. А. Коменского.
Коменский Ян Амос, знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учащихся.
В большинстве педагогических работ Коменский стремится дать свое определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Педагогический метод
Еще обучаясь в университете, он формулирует три основных принципа своей деятельности:
Первое - прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий;
второе - необходимость подчинить необъятные масштабы событий определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему;
наконец - стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной в Священном Писании».
Коменский живет в одно время со многими известными личностями всемирной человеческой истории и культуры. Среди его современников можно вспомнить Шекспира и Сервантеса, Лопе де Вега, Бруно, Коперника, Декарта, Гоббса, Спинозу, Рембрандта. В это время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.
В своем педагогическом методе Я. А. Коменский изгонял из своей школы косность, зубрежку и равнодушие учителей и учеников. Вместо этого педагог предпочитал объяснять изучаемые вещи и процессы наглядно и на практике, признавая бескрайний полет творческой мысли. Он рекомендовал развивать в учениках самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении их как единственной основы для приобретения прочных знаний о добродетели и блаженстве.
«Великая дидактика». Я. А. Коменский рассматривал дидактику как педагогику в целом - в трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания, педагогической психологии. Дидактикой называется искусство обучения. Правильная постановка дидактики согласно Коменского важна:
«1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей.
2. Для учителей.
3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.
4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий.
5. Для государств.
Его педагогическая система представляет собой прежде всего христианское учение, и направлено оно на образование детей в христианском духе. Педагог неоднократно повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца, но данные чувства и знания нужно постоянно развивать.
В следующих главах говорится об общих принципах обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Насилие не применимо.
По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества.
Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:
•при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;
•совершенствовались языки;
•развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями.
Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. И в выполнении этих упражнений педагог соблюдал диалектический принцип: вначале ученики осваивали «инструмент», с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы («сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы»), и лишь только на конечном этапе брались за целую работу.
В развитии педагогики как науки Ян Амос Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения.
Читайте также: