Продолжите высказывание очень важным для развития умения читать является механизм компрессии то есть
Обновлено: 21.11.2024
Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
5.1. Чтение как вид речевой деятельности
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, в основе которых лежит восприятие высказывания в процессе общения. Чтение связано с восприятием письменного текста, переводом буквенного кода в звуковой либо во внешней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чтение про себя) речи.
Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.
Таким образом, основные компоненты чтения — это восприятие и активная переработка информации, содержащейся в тексте, что в совокупности представляет собой сложную мыслительную деятельность, результативность которой обеспечивается рядом важнейших коммуникативно-речевых умений. Приведем в связи с этим слова Р. Барта: «Чтение — это работа. это языковая работа. Читать значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы значит их именовать. » Из этого следует, что в процессе чтения мы не только выявляем смысл текста, но и обозначаем, называем его, т. е. фактически мысленно (а иногда и на вербальном уровне) создаем новый текст, свидетельствующий о том, насколько понято нами читаемое или прочитанное.
Умение читать, таким образом, предполагает овладение техникой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение связано с решением определенной коммуникативной задачи.
Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка. Как правило, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная.
Познавательная функция (читаю, чтобы знать) реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция (читаю, чтобы уметь) связана с практической деятельностью человека, она реализуется в процессе познания сути какого-либо действия, сути какой-либо работы: Как испечь пирог? Как починить утюг? Как определить спряжение глагола? Как сделать фонетический разбор? Другими словами, регулятивная функция чтения направлена на развитие, усовершенствование практического жизненного опыта человека.
Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следовательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).
Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста (книги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом общем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотации и другим признакам, освещена та или иная проблема. …
Ознакомительное чтение может стать первой стадией глубокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанно-
го в определенном объеме, что обусловлено такими причинами, как необходимость на основе прочитанного объяснить суть пиления школьникам или студентам, принять участие в научной дискуссии, на основе прочитанного определить перспективу собственных научных изысканий и т. п.
Каждый из названных видов чтения требует использования специфических приемов осмысления, запоминания и воспроизведения прочитанного. Об этих приемах будет сказано в следующем параграфе. А сейчас назовем механизмы речи, обеспечивающие умение читать, т. е. воспринимать и понимать содержание письменного текста. В процессе чтения происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.
Следовательно, в этот момент действуют важнейшие механизмы речи: механизм памяти, механизм прогнозирования (антиципации), механизм эквивалентных замен («перевод» прочитанного «на свои слова», пересказ своими словами). Очень важным для развития умения читать является механизм компрессии (сжатия текста), что предполагает умение представлять прочитанный отрывок, по словам Н. И. Жинкина, в виде «смыслового сгустка». Это и дает возможность читающему, уяснив и запомнив смысл (а не слова!) прочитанного, двигаться дальше по пути познания текста.
И в продолжение сказанного приведем слова В. И. Чернышева, которые раскрывают еще одну сторону чтения. Значение чтения «не следует ограничивать одним пониманием читаемого. Полнота развития требует не только восприятия мысли, но ее усвоения и передачи. Нужно научиться не только видеть, что есть в книге, но еще И брать из нее то, что нам нужно, полезно, передавать это другим, чтобы подвергнуть многосторонней оценке и проверке, своей и чужой» (выделено автором. — Н. И.).
Представляется, что эти мысли о сути чтения полезно проанализировать в профессиональной деятельности прежде всего учителю, успех работы которого во многом зависит от умения читать.
5.2. Приемы смысловой обработки текста в процессе реализации различных видов чтения
Разные виды чтения требуют использования специфических приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.
Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназначено для получения самого общего представления об определенном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:
— осмысление названия (заголовка), эпиграфа (если он есть);
— определение автора текста: знаком или нет; хорошо ли знаком; по каким работам вызывали интерес его труды в прошлом;
— знакомство с выходными данными: когда написан текст; где издан;
— чтение аннотации, что позволяет определить, чему посвящена публикация, для кого предназначена и т. п.;
— просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.
Знакомство с внешними данными книги и их анализ основаны на действии механизма антиципации (прогнозирования). Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.
В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации — первый шаг к постижению содержания текста.
На этапе первоначального знакомства с текстом важно проанализировать его структуру, понять, из каких частей он состоит, сколько этих частей и т. п.
Даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нем тоже — с помощью абзацев — выделяются смысловые части. Начальные фразы абзацев несут информацию о содержании текста, об этапах его развития, последовательности изложения. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача; разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события; подводятся ли итоги и т. п.
Таким образом, ознакомительное чтение основано на использовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.
Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается фактически перед чтением. На этом этапе используются уже названные приемы ознакомительного чтения, направленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.
Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в следующем:
— в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
— в умении задумываться над тем, как ответить на возникшие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;
— в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.
Таким образом, совершенно очевидно, что осознание текста начинается с постановки предварительных вопросов перед его чтением и продолжается в процессе постановки новых вопросов, возникающих по ходу чтения. Эти вопросы обеспечивают поиск главного, существенного, направляют и организуют этот поиск, в результате чего обнаруживаются те элементы текста, которые раскрывают его содержание. В ходе осознания и систематизации главного, существенного читающий так или иначе отмечает то, что необходимо выписать, выделить, обозначить. Таким образом, активизируется действие механизмов памяти, компрессии (сжатия) текста.
В процессе чтения используются и другие приемы осознания и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них — представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет читающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, систематизировать информацию, определить ее теоретическую и практическую значимость.
Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:
— сформулировать основную мысль прочитанного;
— выделить основную информацию;
— обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;
— выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.
И, наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механичес-
ким, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.
Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс, в основе которого лежит познание глубинной смысловой структуры речевого произведения. Фактически читающий должен стремиться свернуть содержание читаемого текста до емкой фразы, передающей основной смысл высказывания. «Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложений, мы не будем знать, — писал Н. И. Жинкин, — понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным».
«Истинное понимание речевого произведения базируется на выделении его ядерного смысла и формулировании этого смысла на языке адресата речи», — так представлена суть восприятия и понимания читаемого текста в одном из учебных пособий по психолингвистике (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов).
& Хрестоматия
Технология научно-учебной работы : Учебно-методическое пособие. Ч.1, с.90-91.
II. Если Вы конспектируете письменный текст, то целесообразен следующий порядок действий:
1. Прочитайте текст, определяя в процессе чтения ту информацию, которая представляется значимой, новой для конспектирующего, предварительно планируется для последующих записей (в собственной книге можно карандашом отмечать необходимые части текста).
2. Определите цель составления конспекта, его назначение (для усвоения новой информации / ее длительного хранения); адресат (для себя / для другого).
3. Исходя из целей (см. п. 2), определите вид конспекта (плановый, текстуальный, свободный) и приемы конспектирования: будете ли Вы составлять предварительно план и тезисы, делать свои комментарии; будете ли Вы использовать цифровую и буквенную рубрикацию (1.1. 1.2. 1.1; 1.2: а); б); в). 1.3. ПЛ. II.2. и т.д.), которая облегчает процесс конспектирования и последующее восприятие конспекта, если исходный текст представляет собой систему подчиненных друг другу тем, подтем.
4. Оформите заголовочную часть конспекта: автор работы, ее название, выходные данные.
5. Определите, какую информацию Вы исключите при конспектировании исходного текста.
6. Определите, какую информацию Вы сожмете, обобщив несколько предложений, абзацев, глав.
7. Если Вы готовите плановый конспект, то:
• составьте первоначальный план в соответствии со структурой первоисточника, отражая его микротемы в каждом пункте плана (проще всего использовать вопросную форму плана);
• если для Вас не важна структура первоисточника, то после составления хронологического плана определите, какие микротемы не значимы для Вашего конспекта, исключите эти пункты;
• для схематического планового конспекта получившиеся пункты плана расположите в логической последовательности того значимого материала, который Вы будете конспектировать;
• напротив пунктов плана запишите в свободной или цитатной форме их конкретизацию из исходного текста (если план вопросный, то формулировки конспекта будут ответами на эти вопросы).
Если Вы работаете над текстуальным конспектом, то:
• определите те цитаты, которые необходимо выписать;
• выписывая текстовые фрагменты, сразу помечайте в конспекте страницы, откуда взяли цитаты.
Если Вы работаете над смешанным конспектом, то:
• выписывая цитату из текста, оформляйте ее в кавычках, указывая страницы;
• переформулируя цитату или фрагмент текста, проверяйте адекватность своего изложения, чтобы не исказить мысль первоисточника;
• между цитатами включайте связки, которые позволят увидеть логику исходного текста, сделают Ваш конспект связным текстом.
8. Если при составлении свободного, смешанного или текстуального конспекта Вы не использовали рубрикацию, то на полях можно записать микротемы, которые раскрываются в каждой части Вашего конспекта, тогда Вы быстро найдете необходимую информацию, не перечитывая его полностью.
Для последующей работы с конспектом и лучшего осознания законспектированной информации на полях целесообразно фиксировать свои замечания, относящиеся к содержанию первоисточника.
Читайте также: