Продолжите высказывание очень важным для развития умения читать является механизм компрессии то есть

Обновлено: 21.11.2024

Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5.1. Чтение как вид речевой деятельности

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятель­ности, в основе которых лежит восприятие высказывания в процессе общения. Чтение связано с восприятием письменно­го текста, переводом буквенного кода в звуковой либо во внеш­ней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чте­ние про себя) речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения опреде­ленной коммуникативной задачи: распознавание и воспроиз­ведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Сле­довательно, с помощью чтения человек реализует возможнос­ти так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопро­вождающих его осознание.

Таким образом, основные компоненты чтения — это вос­приятие и активная переработка информации, содержащейся в тексте, что в совокупности представляет собой сложную мыс­лительную деятельность, результативность которой обеспечи­вается рядом важнейших коммуникативно-речевых умений. Приведем в связи с этим слова Р. Барта: «Чтение — это работа. это языковая работа. Читать значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы значит их именовать. » Из этого следует, что в процессе чтения мы не только выявляем смысл текста, но и обозначаем, называем его, т. е. фактически мысленно (а иног­да и на вербальном уровне) создаем новый текст, свидетель­ствующий о том, насколько понято нами читаемое или прочи­танное.

Умение читать, таким образом, предполагает овладение тех­никой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записан­ного в определенной графической системе, и умением осмыс­лить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автома­тизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гиб­кость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависи­мости от речевой ситуации.

Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение свя­зано с решением определенной коммуникативной задачи.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует по­нимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка. Как правило, выделяются три функции чтения: по­знавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная.

Познавательная функция (читаю, чтобы знать) реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.

Регулятивная функция (читаю, чтобы уметь) связана с практической деятельностью человека, она реализуется в про­цессе познания сути какого-либо действия, сути какой-либо работы: Как испечь пирог? Как починить утюг? Как опреде­лить спряжение глагола? Как сделать фонетический разбор? Другими словами, регулятивная функция чтения направлена на развитие, усовершенствование практического жизненного опыта человека.

Так как в процессе чтения решаются различные коммуни­кативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следо­вательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматрива­ние, фрагментарное, избирательное прочитывание текста (кни­ги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом об­щем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотации и дру­гим признакам, освещена та или иная проблема. …

Ознакомительное чтение может стать первой стадией глу­бокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чте­ние, как правило, предполагает воспроизведение прочитанно-

го в определенном объеме, что обусловлено такими причина­ми, как необходимость на основе прочитанного объяснить суть пиления школьникам или студентам, принять участие в науч­ной дискуссии, на основе прочитанного определить перспек­тиву собственных научных изысканий и т. п.

Каждый из названных видов чтения требует использования специфических приемов осмысления, запоминания и воспро­изведения прочитанного. Об этих приемах будет сказано в сле­дующем параграфе. А сейчас назовем механизмы речи, обеспе­чивающие умение читать, т. е. воспринимать и понимать содержание письменного текста. В процессе чтения происхо­дит смысловая обработка информации: ее выделение, органи­зация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.

Следовательно, в этот момент действуют важнейшие меха­низмы речи: механизм памяти, механизм прогнозирования (ан­тиципации), механизм эквивалентных замен («перевод» про­читанного «на свои слова», пересказ своими словами). Очень важным для развития умения читать является механизм комп­рессии (сжатия текста), что предполагает умение представлять прочитанный отрывок, по словам Н. И. Жинкина, в виде «смыс­лового сгустка». Это и дает возможность читающему, уяснив и запомнив смысл (а не слова!) прочитанного, двигаться дальше по пути познания текста.

И в продолжение сказанного приведем слова В. И. Черны­шева, которые раскрывают еще одну сторону чтения. Значение чтения «не следует ограничивать одним пониманием читаемо­го. Полнота развития требует не только восприятия мысли, но ее усвоения и передачи. Нужно научиться не только видеть, что есть в книге, но еще И брать из нее то, что нам нужно, полезно, передавать это другим, чтобы подвергнуть многосторонней оценке и проверке, своей и чужой» (выделено автором. — Н. И.).

Представляется, что эти мысли о сути чтения полезно про­анализировать в профессиональной деятельности прежде все­го учителю, успех работы которого во многом зависит от уме­ния читать.

5.2. Приемы смысловой обработки текста в процессе реализации различных видов чтения

Разные виды чтения требуют использования специфичес­ких приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.

Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназна­чено для получения самого общего представления об опреде­ленном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:

— осмысление названия (заголовка), эпиграфа (если он есть);

— определение автора текста: знаком или нет; хорошо ли зна­ком; по каким работам вызывали интерес его труды в прошлом;

— знакомство с выходными данными: когда написан текст; где издан;

— чтение аннотации, что позволяет определить, чему по­священа публикация, для кого предназначена и т. п.;

— просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.

Знакомство с внешними данными книги и их анализ осно­ваны на действии механизма антиципации (прогнозирования). Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.

В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соот­носить их с предварительными предположениями о характере информации — первый шаг к постижению содержания текста.

На этапе первоначального знакомства с текстом важно про­анализировать его структуру, понять, из каких частей он состо­ит, сколько этих частей и т. п.

Даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нем тоже — с помощью абзацев — вы­деляются смысловые части. Начальные фразы абзацев несут информацию о содержании текста, об этапах его развития, пос­ледовательности изложения. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача; разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события; подводятся ли итоги и т. п.

Таким образом, ознакомительное чтение основано на ис­пользовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.

Активная мыслительная работа при изучающем чтении на­чинается фактически перед чтением. На этом этапе использу­ются уже названные приемы ознакомительного чтения, направ­ленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.

Во время чтения активная мыслительная работа проявляет­ся в следующем:

— в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

— в умении задумываться над тем, как ответить на возник­шие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;

— в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Таким образом, совершенно очевидно, что осознание тек­ста начинается с постановки предварительных вопросов перед его чтением и продолжается в процессе постановки новых воп­росов, возникающих по ходу чтения. Эти вопросы обеспечива­ют поиск главного, существенного, направляют и организуют этот поиск, в результате чего обнаруживаются те элементы тек­ста, которые раскрывают его содержание. В ходе осознания и систематизации главного, существенного читающий так или иначе отмечает то, что необходимо выписать, выделить, обо­значить. Таким образом, активизируется действие механизмов памяти, компрессии (сжатия) текста.

В процессе чтения используются и другие приемы осозна­ния и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них — представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет чи­тающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, система­тизировать информацию, определить ее теоретическую и прак­тическую значимость.

Активная мыслительная работа продолжается и после чте­ния. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

— сформулировать основную мысль прочитанного;

— выделить основную информацию;

— обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой час­ти) прочитанного текста;

— выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.

И, наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механичес-

ким, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.

Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс, в основе которого лежит познание глубинной смысловой структуры речевого произведения. Фактически читающий должен стремиться свернуть содержание читаемого текста до емкой фразы, передающей основной смысл высказывания. «Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложений, мы не будем знать, — писал Н. И. Жинкин, — понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным».

«Истинное понимание речевого произведения базируется на выделении его ядерного смысла и формулировании этого смысла на языке адресата речи», — так представлена суть восприятия и понимания читаемого текста в одном из учебных пособий по психолингвистике (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов).

& Хрестоматия

Технология научно-учебной работы : Учебно-методическое пособие. Ч.1, с.90-91.

II. Если Вы конспектируете письменный текст, то целесо­образен следующий порядок действий:

1. Прочитайте текст, определяя в процессе чтения ту ин­формацию, которая представляется значимой, новой для кон­спектирующего, предварительно планируется для последующих записей (в собственной книге можно карандашом отмечать необ­ходимые части текста).

2. Определите цель составления конспекта, его назначение (для усвоения новой информации / ее длительного хранения); ад­ресат (для себя / для другого).

3. Исходя из целей (см. п. 2), определите вид конспекта (плановый, текстуальный, свободный) и приемы конспектирова­ния: будете ли Вы составлять предварительно план и тезисы, де­лать свои комментарии; будете ли Вы использовать цифровую и буквенную рубрикацию (1.1. 1.2. 1.1; 1.2: а); б); в). 1.3. ПЛ. II.2. и т.д.), которая облегчает процесс конспектирования и последую­щее восприятие конспекта, если исходный текст представляет со­бой систему подчиненных друг другу тем, подтем.

4. Оформите заголовочную часть конспекта: автор работы, ее название, выходные данные.

5. Определите, какую информацию Вы исключите при кон­спектировании исходного текста.

6. Определите, какую информацию Вы сожмете, обобщив несколько предложений, абзацев, глав.

7. Если Вы готовите плановый конспект, то:

• составьте первоначальный план в соответствии со струк­турой первоисточника, отражая его микротемы в каждом пункте плана (проще всего использовать вопросную форму плана);

• если для Вас не важна структура первоисточника, то по­сле составления хронологического плана определите, какие мик­ротемы не значимы для Вашего конспекта, исключите эти пунк­ты;

• для схематического планового конспекта получившиеся пункты плана расположите в логической последовательности то­го значимого материала, который Вы будете конспектировать;

• напротив пунктов плана запишите в свободной или ци­татной форме их конкретизацию из исходного текста (если план вопросный, то формулировки конспекта будут ответами на эти вопросы).

Если Вы работаете над текстуальным конспектом, то:

• определите те цитаты, которые необходимо выписать;

• выписывая текстовые фрагменты, сразу помечайте в кон­спекте страницы, откуда взяли цитаты.

Если Вы работаете над смешанным конспектом, то:

• выписывая цитату из текста, оформляйте ее в кавычках, указывая страницы;

• переформулируя цитату или фрагмент текста, проверяйте адекватность своего изложения, чтобы не исказить мысль перво­источника;

• между цитатами включайте связки, которые позволят увидеть логику исходного текста, сделают Ваш конспект связным текстом.

8. Если при составлении свободного, смешанного или тек­стуального конспекта Вы не использовали рубрикацию, то на по­лях можно записать микротемы, которые раскрываются в каждой части Вашего конспекта, тогда Вы быстро найдете необходимую информацию, не перечитывая его полностью.

Для последующей работы с конспектом и лучшего осозна­ния законспектированной информации на полях целесообразно фиксировать свои замечания, относящиеся к содержанию перво­источника.

Читайте также: