Продолжите фразу я хочу чтобы на тренинге было

Обновлено: 27.09.2024

Для чего в тренинге разминка, и можно ли пренебречь этими минутами «развлечения» ради пользы дела?

Многие начинающие тренеры относятся к этой части тренинга совсем не серьезно. Проводят без подготовки, первую попавшуюся «игрушку». Может быть для того, чтобы заполнить время модуля, может быть потому, что она должна быть! В то же время, зарекомендовавшие себя с большим опытом на многочисленных и статусных аудиториях тренеры наоборот тщательно проверяют эти 5-7 минут на предмет информативной пользы, не находят ее и не проводят разминки вообще. А уверенность в том, что «ну не будут директора скакать и прыгать» только подкрепляет их в своем выборе.

В результате Вы узнаете:

Что такое разминка в тренинге;

Какие бывают разминки и для чего они нужны;

Как с помощью разминок управлять групповой динамикой;

Получите зарекомендовавшие себя разминки для решения тренинговых задач;

МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ, НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ!

Но кричалки и вопилки,

Бодрилки, смешилки и делилки,

Разминки и заминки, -

Сочиняю я неплохо иногда.

Для чего в тренинге разминка, и можно ли пренебречь этими минутами «развлечения» ради пользы дела?

Многие начинающие тренеры относятся к этой части тренинга совсем не серьезно. Проводят без подготовки, первую попавшуюся «игрушку». Может быть для того, чтобы заполнить время модуля, может быть потому, что она должна быть! В то же время, зарекомендовавшие себя с большим опытом на многочисленных и важных аудиториях тренеры наоборот тщательно проверяют эти 5-7 минут на предмет информативной пользы, не находят ее и не проводят разминки вообще. А уверенность в том, что «ну не будут директора скакать и прыгать» только подкрепляет их в своем выборе.

Так думают тренеры, а вот что думают участники:

«Всё понравилось, материал был разъяснен в доступной для восприятия форме!! Благодарна за эту возможность повышения квалификации! Есть и пожелания: когда активность участников тренинга понижается, можно было бы использовать какие-нибудь отвлекающие от основной темы упражнения. Это могут быть и разнообразные разминки, т.к. сидеть на одном месте практически неподвижно, очень сложно, к тому же это негативно сказывается на самочувствии, и, как следствие, на настроение участников. Это может быть игра на концентрацию внимания, из разряда "сломанный телефон", она и отвлечет, и даст возможность "перевести дух", и повысит эффективность восприятия последующего учебного материала. И еще раз, благодарю за полученный, хоть и теоретический, опыт».

Что такое разминка в тренинге?

А что такое «физминутка» в начальной школе? Это "минутка" активного и здорового отдыха, направленная на снятие усталости, отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала.

В работе с взрослыми есть свои особенности. Для взрослого человека учеба скорее уже второстепенный процесс, в котором основным критерием ценности является его применимость, взрослого человека трудно научить чему-то абсолютно новому, у него на все уже есть свое критическое суждение. Еще один важный момент, обучение подчиняется законам и логике групповой динамики.

Разминка в тренинге – это небольшое психогимнастическое упражнение, направленное на изменение психофизического состояния участников. Разминки в тренинге должны иметь практическую пользу, понятную обучающимся, создавать комфортную атмосферу и помогать тренеру в управлении групповой динамикой.

Какие бывают разминки и для чего они нужны?

Итак, групповая динамика - это определенная последовательность стадий развития, через которые неминуемо проходит любая группа в процессе обучения.

Каждая стадия групповой динамики имеет свои особенности. И на каждой из этих стадий есть конкретные действия тренера, которые помогают группе развиваться, или тормозят ее работу.

РАЗМИНКИ НА СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В НАЧАЛЕ ДНЯ

Группа находиться на стадии знакомства, которая подразумевает, что участники не просто узнают имена друг друга, они больше изучают друг друга, оценивают ситуацию, подобравшуюся команду с точки зрения собственных целей.

Таким образом, разминка в начале дня должна помочь тренинговой группе в создании позитивной, безопасной атмосферы, самим участникам тренинга дать возможность показать свои лучшие стороны, тренеру - пробудить активность.

Цель: помочь участникам сконцентрировать внимание, проявить креативность, пробудить активность для дальнейшей работы.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Тренер говорит участникам, что перехвачено шифрованное письмо конкурентов по бизнесу. В нем были только наши имена. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Нам удалось лишь расшифровать подпись – БИЗОН – без их знаний обучение невозможно.

Ваша задача расшифровать остальное послание. Каждый участник расшифровывает свое имя за 5 мин так, чтобы получилось предложение. Затем читаем, что получилось.

Основной причиной «застревания» группы на этой стадии, а значит ее неготовности от «наблюдения в засаде» перейти к открытым действиям, является недостаток доверия и ощущения безопасности. Для преодоления этой проблемы, тренер может использовать несложное упражнение, в котором будет много позитивной поддержки от группы каждому участнику.

ПОСЛАНИЕ САМОМУ СЕБЕ

Цель: повысить общую активность, оказать поддержку самому себе и друг другу.

Время: проведения: 15 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Тренер говорит: Мы проведем волшебную разминку. Каждый придумает фразу – это должно быть пожелание (на тренинг, модуль тренинга, изучение конкретной узкой темы), которое Вам самим больше всего хочется услышать. Дальше, Вы делитесь этим посланием с Вашим соседом. Послание надо передавать, вложив всю силу, и желание, а главное так, как бы вы сами хотели это услышать. После того, как ваше послание отправлено, скорее бегите получать его в конец строя. В это время, не теряя волшебных минут, свое новое послание говорит тот, кто оказался в начале строя, и бежит получать. Игра заканчивается тогда, когда все участники получат послание самому себе. Важно следить за тем, чтобы послание было передано четко и без искажений. На придумывание фразы отводится не более 15-20 секунд.

РАЗМИНКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАДАЧ

Чтобы группа могла эффективно работать – в ней должна появиться структура. На этом этапе групповой динамики участники тренинга распределяют между собой роли, при эмоции становятся более яркими и разнообразными. Могут появиться споры, бурные обсуждения, даже претензии. Это самая энергичная и бодрая стадия динамики группы.

Соответственно и разминка в этой части групповой работы должна быть направлена на формирование устойчивой команды, помочь самим участникам группы определить свою роль, а тренеру - взять курс на эффективную работу.

Цель: повысить внимания, перейти к содержательной части работы.

Время проведения: 10 мин.

Материалы: карточки с изображением животных.

Инструкция: Тренер раздает карточки, на которых изображены разные животные. Карточки повторяются по количеству участников в подгруппе (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении). Далее дает инструкцию группе: «Посмотрите, пожалуйста, что на вашу карточку. Сделайте это так, чтобы изображение видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару (свою «стаю»). При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки „вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару («стаю»), останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все группы будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники определились, тренер спрашивает по очереди у каждой группы: "Кто вы?».

Если группа долго остается на второй стадии, то она находиться в активной деятельности, которая направлена не по делу, а в большей степени на выяснение кто что должен делать и почему. Для перехода на следующую стадию тренер может использовать командообразующие упражнения, при этом должен обязательно довести группу до успеха!

Цель: выработать навык сплоченных действий.

Время выполнения: 10 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Тренер просит участников придумать фразу и записать ее на ФЧ/маркерной доске (это может быть девиз команды, или цель на предстоящий модуль тренинга или тему). Далее буквы алфавита распределяются между участниками с помощью порядкового расчета. Далее тренер вводит следующие правила: все участники это одна печатная машинка. Чтобы напечатать нужную букву, владелец этой буквы должен хлопнуть один раз в ладоши. Чтобы напечатать пробел все участники должны хлопнуть в ладоши один раз. Чтобы напечатать любой знак препинания все участники должны хлопнуть два раза в ладоши. Фраза будет считаться напечатанной только тогда, когда печатная машинка работает в едином темпе, без ошибок и молча!

РАЗМИНКИ, НАСТРАИВАЮЩИЕ НА АКТИВНУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ РАБОТУ

Следующая стадия – это стадия конструктивной работы. Это самая благодатная стадия для активной, мощной и глубокой учебы, для изучения самых важных, ключевых тем!

Группа достаточно доверяет друг другу, участники активно делятся своими идеями и принимают идеи и мнения других и готова на самые смелые и сложные задания. Поэтому и разминки тут могут быть самые разнообразные, смелые и сложные!

ПОДВИЖНЫЕ РАЗМИНКИ ПОСЛЕ ОБЕДА

Цель: встряхнуть группу, настроиться на активную работу.

Время выполнения:10 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Группа садятся на стулья, в общий круг. Тренер добавляет еще один пустой стул. Человек, у которого этот стул слева (справа), пересаживается на него и говорит: «а я еду». Его сосед пересаживается на освободившийся стул и говорит: «а я рядом». Следующий: «а я зайцем», следующий: «а я с ….» (и называет имя любого участника), который очень динамично перебегает и занимает освободившийся стул. В другом месте круга освобождается стул и все повторяется. Разминка должна проводиться очень динамично.

Цель: встряхнуть группу, настроиться на активную работу.

Время выполнения:10 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Участники выстраиваются в круг, и тренер говорит и показывает такой стишок:

У тёти Моти 5 дочерей.

Не дружат друг с другом, не дружат с ней.

Они не могут поладить никак,

Одна постоянно делает вот так …

И участники в такт стихотворению начинают отбивать ритм левой рукой по своей ноге или по ноге соседа.

Далее опять повторяется стихотворение, только к левой руке прибавляется правая рука, нога и т.д. Заканчивается это всё, когда ко всему прибавляется кивание головой. Очень важно, чтоб всё двигалось одновременно, а все движения разные!

Цель: активировать внимание и повысить способность к более эффективному восприятию материала.

Время выполнения: 15 мин.

Материалы: по 2 фломастера на каждого участника.

Инструкция: «Вы должны догадаться, что означает крест. Вот вам 2 фломастера, экспериментируйте. Для того чтобы узнать, справились вы с заданием или нет, я по кругу буду давать обратную связь каждому. Варианта только 2: либо у вас крест, либо параллель. Тот, кто догадается, как получается крест, молчит, другим не говорит. Чтобы они тоже смогли подумать. Итак, покажите мне крест».

Секрет «креста»– скрещенные ноги. Только тогда, когда у участника скрещены ноги, тренер комментирует «Крест». Сам он тоже сидит, заложив ногу за ногу. Группа по очереди пытается что-то сделать с фломастерами. При этом тренер смотрит на ноги, которые могут быть, как скрещены, так и нет. В зависимости от этого, тренер комментирует: «У Вас крест, а у Вас – параллель». Разгадавшие загадку, выбывают из круга. Тренер комментирует круг за кругом, предлагая экспериментировать снова и снова.

Цель: активировать внимание и повысить способность к более эффективному восприятию материала.

Время выполнения: 15 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Тренер говорит: «Предлагаю пойти в виртуальный поход. Каждый из Вас может взять с собой в поход один предмет. Я – Игорь, и я беру в поход ингалятор. Вадим идет с нами в поход и берет с собой…..» Как правило, участники называют реальный, связанный с походом, предмет, например, палатка. Смысл разминки в том, чтобы участники самостоятельно догадались, что предмет, который им надо взять в поход, начинается на ту же букву, что и их имя.

Если первая буква названного предмета не совпадает с первой буквой имени участника, тренер говорит: «Вадим берет с собой палатку и не идет с нами в поход (остается дома)». Постепенно участники начинают догадываться. Разминка проводится в 5-7 кругов.

РАЗМИНКИ ПОСЛЕ НАПРЯЖЁННОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ

Цель: эмоциональная разрядка, всплеск положительных эмоций.

Время выполнения: 15 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».

Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«Тот из вас, кто начнет первым хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного, например, "волк", а потом, хлопнув 2 раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в сбою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, называет свое животное, а потом, хлопая 2 раза по коленям, называет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получит дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот, кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

Цель: способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Время выполнения: 10 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Тренер делает подводку: «Коллеги, вижу все уже немного устали, поэтому предлагаю разминку спокойную, сдержанную, даже серьезную». Участники сидят в кругу. Нужно по цепочке передать диалог. Один: «Простите, Вы не знаете, где находиться миссис Мамбл?». Второй: «Нет, я не знаю, где находится миссис Мамбл, но я могу спросить у соседа». И дальше спрашивает у соседа первый вопрос. Задача тех, кто участвует в диалоге, смотреть друг другу в глаза, быть максимально серьезными и не показывать зубов (то есть е улыбаться). Упражнения выполнено тогда, когда диалог передан по цепочке без ошибок.

Последняя стадия это стадия распада группы, который в свою очередь связан с тем, что цель группы достигнута. Чем дольше группа находилась на стадии устойчивой работы - тем больше ей не хочется расставаться. Группа превратилась в команду, обладающую структурой и взаимной поддержкой. И на этой стадии очень важны профессиональные, правильные действия тренера, ведь именно от них зависит, насколько активно участники тренинга будут применять полученные знания и умения в своей жизни.

Цель: вызвать у участников положительные эмоции, дать личную обратную связь.

Время выполнения: 10 мин.

Материалы: чистые листы и маркеры по количеству участников.

Инструкция: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Цель: получить обратную связь по материалам тренинга.

Время выполнения: 10 мин.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Представьте, что сегодняшнее занятие вы провели в ресторане и теперь, я как директор ресторана прошу вас выразить своё отношение к занятию, продолжив фразы:

  • Я съел бы еще этого.
  • Больше всего мне понравилось.
  • Я почти переварил.
  • Я переел.
  • Пожалуйста, добавьте.

Цель: закрепить и поддержать положительный эмоциональный настрой участников.

Материалы: тренеру необходимо заранее сочинить рассказ на какую-либо тему, например, об истории тренинга и группы, пропуская прилагательные.

Например: (…) группа собралась на (…) тренинг в (…) день по предложению (…). Настроение у всех было (…) и (…). (…)участники ожидали (…) тренера. Прошло (…) время и (…) тренинг подошел к концу. Тренинг был (…) и (…). Больше всего мне понравилась (…) идея (…). Отдельное спасибо хочу сказать (…) за (…). Безусловно, благодарю всех (…) участников за (…). Я понял, что (…), поэтому моим первым действие в работе будет (…).

Инструкция: Давайте подведем итог тренингу. Для этого, я попрошу каждого из вас написать свою заключительную речь.

Если тренер правильно подобрал разминку, она соответствует внутреннему состоянию участников, ее цель понятна, а сама разминка является «мостиком» к последующему материалу, то независимо от статуса участников группы, разминка принимается легко и с интересом.

Как подобрать нужную разминку?

Подбирая разминку, в первую очередь определите цель, на которую она должна быть направлена.

Читайте также: