Продолжите фразу сатина нет на свете людей лучше
Обновлено: 04.11.2024
Игра посвящена пьесе М.Горького «На дне». Провести её хорошо на итоговом занятии, завершающем обсуждение драмы. Викторина может стать и составной частью вводного урока. В любом случае учитель получает возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое “знание текста”. С другой же стороны, организация мероприятия подобного рода стимулирует заинтересованное чтение, а также способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении.
Игра рассчитана на участие в ней трёх команд. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Первый конкурс — «Кто ты будешь такой?» — оценивается по трёхбалльной шкале. В качестве ведущего выступает либо учитель, либо один из подготовленных учеников.
I. Кто ты будешь такой?
Ведущий. М.Горький признавался, что пьеса «На дне» “явилась итогом. почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»”. “. Что за удивительные, живые типы в этой пьесе. ” — восторгался Ф.И. Шаляпин, побывавший на премьере в МХТ (1902).
Герои пьесы — в прошлом представители различных классов и социальных слоёв. Ныне это босяки, нашедшие временное пристанище под сводами костылёвской ночлежки. “Какие они люди? Рвань, золотая рота. ” — говорит один из ночлежников.
Задача игроков в ходе настоящего конкурса — узнать персонажей пьесы, исходя из тезисов, предложенных ведущим. Если действующее лицо произведения угадано ребятами сразу же, команда получает три очка. В случае, когда герой оказывается узнанным только со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступают соответственно либо два, либо одно очко.
Задание команде № 1
1) как утверждают окружающие, “только пьяный и похож на человека”;
2) “думал, что до самой смерти не отмоет” рук своих;
3) “. задумал укокошить жену. крепко задумал! Но вовремя спохватился. ”
1) нелюбим окружающими за то, что занимался “скрипучей, беспокойной для всех” работой;
2) чрезмерно гордился званием “рабочего человека”;
3) “заездил жену-то до полусмерти”.
1) по замечанию одного из персонажей, “образованный человек, а карту передёрнуть не может” за игорным столом;
2) испытывал неловкость из-за того, что “всю жизнь только” и делал, что “переодевался”;
3) с ностальгией вспоминал о былых временах, когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками.
Задание команде № 2
1) отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему “вредно дышать пылью”;
2) с горечью констатировал, что “пропил душу”;
3) страдая тяжёлой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить “ни слова” из некогда любимого стихотворения.
1) заявлял, что ему “надоели. все человеческие слова”, так как “каждое из них слышал” он, “наверное, тысячу раз”;
2) был не в силах простить окружающим того, что его “однажды обидели и — на всю жизнь сразу”; “презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми”;
3) на улице зачастую удостаивался резких и презрительных замечаний со стороны прохожих: “Мерзавец! Шарлатан!”; объективно и беспощадно оценивал себя сам: “Я — арестант, убийца, шулер. ”
1) причину собственного облысения видел в том, что “баб-то. больше знал, чем волос на голове было”;
2) едва не был “продан” властям за “три копейки”, но вовремя “исчез от полиции. яко дым от лица огня”;
3) “для многих был. как мякиш для беззубых”, “как пластырь для нарывов”, на некоторых же “подействовал. как кислота на старую и грязную монету”.
Задание команде № 3
1) имел убеждение, по должности своей, что “человек должен вести себя смирно”;
2) устами льстивого собеседника был произведён в “ундеры” якобы за “видимость” “самую геройскую”;
3) лишившись родственников, в глазах окружающих стал “и не бутошник, и не дядя. А просто тёткин муж”.
1) имела “мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету”;
2) не собиралась выходить замуж даже за “принца американского”, довольствуясь положением “свободной женщины”;
3) в день, когда “издох” “муженёк”, была вне себя от радости, не веря своему счастью.
1) похвалялся, что его, как и всех ярославских, “голыми руками не возьмёшь”;
2) готов был принять смерть от руки своей возлюбленной у всех на глазах;
3) “сызмальства” прозывался “вор. воров сын”.
II. «Мысль изречённая»
Ведущий. Ф.И. Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей» заявил: “Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского. ” Действительно, речь персонажей пьесы яркая, сочная, афористичная.
Четвёртый — лишний
Учащиеся получают карточки с записью высказываний, три из которых принадлежат одному и тому же персонажу произведения, а четвёртое — совершенно другому. Суть задания как раз и заключается в том, чтобы обнаружить “лишнее” звено.
Задание команде № 1
1. “В карете прошлого никуда не уедешь. ”
2. “Барство-то — как оспа. и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. ”
3. “Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!”
4. “Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!”
(№ 1, 3, 4 — Сатин. “Лишнее” звено — № 2 — Лука.)
1. “Снаружи как себя ни раскрашивай — всё сотрётся. ”
2. “Все хотят порядка, да разума нехватка. ”
3. “Да и все люди на земле лишние. ”
4. “Старику — где тепло, там и родина. ”
(№ 1, 2, 3 — Бубнов. “Лишнее” звено — № 4 — Лука.)
Задание команде № 2
1. “Шум смерти не помеха”.
2. “Вовремя человека пожалеть. хорошо бывает!”
3. “. Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил”.
4. “Человек всё может, лишь бы захотел. ”
(№ 2, 3, 4 — Лука. “Лишнее” звено — № 1 — Бубнов.)
1. “Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили. Куда кто хочет — туда и ползёт. Человек должен определять себя к месту. а не путаться зря на земле. ”
2. “Есть — люди, а есть — иные — и человеки. ”
3. “Доброта — она превыше всех благ”.
4. “Хороший человек должен иметь пачпорт. Все хорошие люди пачпорта имеют. да!”
(№ 1, 3, 4 — Костылёв. “Лишнее” звено — № 2 — Лука.)
Задание команде № 3
1. “. Талант — это вера в себя, в свою силу”.
2. “Без имени — нет человека. ”
3. “Образование — чепуха, главное — талант”.
4. “Во что веришь — то и есть”.
(№ 1, 2, 3 — Актёр. “Лишнее” звено — № 4 — Лука.)
1. “Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. ”
2. “И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Они и сами перестали бы. ведь устаёшь драться. ”
3. “А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести. ”
4. “Ежели людей по работе ценить. тогда лошадь лучше всякого человека. возит и — молчит!”
(№ 1, 3, 4 — Пепел. “Лишнее” звено — № 2 — Медведев.)
III. Беседа найдёт соседа
Ведущий. Материал предыдущего конкурса убедил нас, что реплики персонажей драмы позволяют “выстроить” жизненную философию каждого из них. Суждения героев друг о друге также отличаются меткостью и остротой.
Итак, о ком из героев пьесы «На дне» идёт речь в приведённых ниже высказываниях?
Задание команде № 1
1. “Хороша парочка — баран да ярочка”. (Об Анне и Актёре.)
2. “Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь. ” (О Костылёве.)
Задание команде № 2
1. “Ты — как молодая ёлочка — и колешься, а сдержишь. ” (О Наташе.)
2. “Раскрашивай, ворона, перья. валяй!” (О Насте.)
Задание команде № 3
1. “Врёшь ты хорошо. сказки говоришь приятно!” (О Луке.)
2. “Эх. испортил песню. дур-рак!” (О повесившемся Актёре.)
IV. Каков вопрос — таков ответ
ТЕСТИРОВАНИЕ
На данном этапе состязаний учащиеся выбирают правильный ответ на вопрос из четырёх имеющихся вариантов. Тестирование может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Тесты для команды № 1
1. Как назывался роман, который читала Настя?
2. Продолжите фразу Сатина: “Нет на свете людей лучше. ”
Тесты для команды № 2
1. Какая песня была любимой у ночлежников?
2. Какое сравнение употребил Актёр, вспоминая о своём прошлом: “Ты не знаешь, что такое аплодисменты. Это, брат, как. ”?
Тесты для команды № 3
1. Как герои произведения именовали место на земном шаре, где “люди друг дружку. уважают, друг дружке — завсяко-просто помогают”?
2. П е п е л: “В женщине — . должна быть”.
Л у к а: “В любимом — вся . ”.
Какое “невещественное” понятие имели в виду оба героя?
V. Больше, быстрее
Для успешного выполнения нижеследующих заданий требуется не только глубокое знание художественного текста, но и быстрота реакции, сообразительность. Каждой команде ведущий адресует определённый набор вопросов. Отвечать нужно тут же, без промедления. Выигрывает команда, правильно назвавшая наибольшее количество реалий в предназначенном ей “наборе”.
Задание команде № 1
1. Блюдо, приготовление которого служило источником дохода Квашни. (Пельмени.)
2. Напиток, регулярно употребляемый Бароном по утрам в прежние времена. (Кофе со сливками.)
3. Цвет, который приобрели руки одного из героев пьесы в результате соприкосновения с вредным красителем. (Жёлтый.)
4. Сценический псевдоним Актёра. (Сверчков-Заволжский.)
5. Рыба “огромаднейших” размеров, привидевшаяся во сне Ваське Пеплу. (Лещ.)
6. Учреждение, находящееся, по едкому замечанию одного из персонажей пьесы, “в полуверсте от края света”. (“Лечебница для органонов”.)
7. То, без чего, по мысли Актёра, “нет человека”. (Имя.)
8. Трагедии В.Шекспира, текст которых неоднократно цитировал Актёр. («Гамлет» и «Король Лир».)
9. Героиня, чья “горничная. видно, гулять ушла”. (Анна.)
10. Документ, который, по утверждению Костылёва, “должен иметь” всякий “хороший человек”. (Паспорт.)
Задание команде № 2
1. Углубление под землёй или в горном массиве, на которое походит ночлежка. (Пещера.)
2. Роль, некогда исполняемая Актёром в спектакле по пьесе В.Шекспира «Гамлет». (Могильщик.)
3. Родственник Анны, которого ей напомнил Лука. (Отец.)
4. То, чего, по замечанию Медведева, нет у верблюда. (Уши.)
5. Профессия Бубнова в прошлом. (Скорняк.)
6. Музыкальное произведение, которое “недавно выучил” Алёшка. (Похоронный марш.)
7. Бесплатное заведение, которое собирался “устроить” Бубнов при условии резкого повышения материального благосостояния: “кабы. был богатый. ” (Трактир.)
8. Игра, за которой проводят время Бубнов с Медведевым. (Шашки.)
9. “Бог свободного человека” в представлении Сатина. (Правда.)
10. Государство в Европе, выходцами из которого являлись предки Барона. (Франция.)
Задание команде № 3
1. Одежда из гардероба Квашни, которую “таскал” на себе Медведев. (Кофта.)
2. “Полезная вещь”, которую Сатин советовал “завести” Актёру. (Характер.)
3. Русский самодержец, в период правления которого Баронов дед, Густав Дебиль, “занимал высокий пост”. (Николай I.)
4. Нынешняя профессия Бубнова. (Картузник.)
5. Персонаж, которого Актёр перед самоубийством просил помолиться за него. (Татарин.)
6. Музыкальный инструмент, который Клещ чинил для Алёшки. (Гармонь.)
7. “Приз”, ради которого Барон готов был лаять по-собачьи. (“Полбутылки”.)
8. “Золотая сторона”, где человеку живётся, “как огурцу в парнике”. (Сибирь.)
9. Должность, на которой Лука служил “у инженера одного под Томском-городом”. (Сторож.)
10. Время года, когда происходит действие в пьесе. (Весна.)
VI. Клуб знатоков
В конкурсе принимают участие по одному игроку от каждой соревнующейся команды. Команда не имеет права помогать своему представителю. Если игрок не в состоянии дать правильный ответ на вопрос, свою версию может высказать “знаток”-соперник и тем самым заработать дополнительное очко.
Вопрос “знатоку” из команды № 1:
“«Наши сети притащили мертвеца. » — стихотворение. Б-беранжера!” Эта реплика принадлежит Актёру. Какую фактическую ошибку допустил герой?
(Это строчка из стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник».)
Вопрос “знатоку” из команды № 2:
— “Ты, Сарданапал! Идём. ”
— “Идём, Навуходоносор!”
Какие персонажи пьесы так обращаются друг к другу? Что за “странные” имена они себе присвоили?
(Так переговариваются между собой Сатин и Актёр. Сарданапал — ассирийский царь (668—626 гг. до н.э.). Имя Сарданапала, отличавшегося склонностью к роскоши, стало нарицательным. Навуходоносор — вавилонский царь (604–562 гг. до н. э.), прославившийся войнами, а также разрушением “града Божия” Иерусалима.)
Вопрос “знатоку” из команды № 3:
“. У меня, старик, была хорошая память. А теперь вот. кончено, брат! <. > Я всегда читал это стихотворение с большим успехом. гром аплодисментов! <. > Ничего не помню. ни слова. не помню! Любимое стихотворение. ” — сокрушался Актёр.
Какое стихотворение было любимым у Актёра? Удалось ли ему вспомнить хотя бы несколько строк?
(Это стихотворение П.-Ж. Беранже «Безумцы», пер. Курочкина. Во втором акте появляется подвыпивший Актёр. “Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил. слушай”, — кричит он, а затем, “принимая позу, читает” два четверостишия из этого стихотворения.)
VII. Цифры и факты
Ведущий. Пьеса М.Горького изобилует всякого рода “цифровыми” подробностями. Они-то и будут центром внимания в продолжение настоящего конкурса.
Участникам игры предлагаются цитаты из произведения, в которых опущены детали, связанные с какими-либо количественными показателями. Ребята должны, ознакомившись с этими цитатами, восполнить пропуски. В помощь соревнующимся заранее оформляется на доске материал для справок: “Два, три, трёшница, четыре, пять, пятак, шесть, гривенник, целковый, полдюжины, дюжина, сорок, пятьдесят, сто, сорок тысяч, миллион”.
Задание команде № 1
1. Квашня: “Ни за . печёных раков под венец не пойду”. (Сто.)
2. Клещ: “Я здесь полгода прожил. а всё равно как . лет. ” (Шесть.)
3. Алёшка: “А я такой человек, что. ничего не желаю! Давай мне . — н-не хочу!” (Миллион.)
Задание команде № 2
1. Актёр: “Напьюсь. как . пьяниц. ” (Сорок тысяч.)
2. Сатин: “Я . года семь месяцев в тюрьме отсидел”. (Четыре.)
3. Сатин — Актёру: “Дай мне . , и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав”. (Пятак.)
Задание команде № 3
1. Лука: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего!” По . лет. а может, и больше — для лучшего человека живут!” (Сто.)
2. Кривой Зоб: “Коли им честно жить начать, они в . дня с голоду издохнут. ” (Три.)
3. Барон — Татарину: “Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на . ”. (Трёшницу.)
Читайте также: