Продолжите фразу фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы называется

Обновлено: 04.11.2024

Система контроля и оценки в современной школе не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. К онтроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической.

Содержание оценки предметных результатов строится вокруг базовой системы знаний и специфических способов действий для каждой предметной области.

Система предметных знаний является важнейшей составляющей предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

В начальной школе к опорной системе знаний отнесен понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Т.е объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием ( предметные действия ) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия, прежде всего познавательные.

Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами; высказываниями и текстами и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмы выполнения действий, и сам состав формируемых и отрабатываемых действий носят специфическую «предметную» окраску. Поэтому совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий.

К предметным действиям следует отнести и такие действия, которые присущи главным образом только этому предмету и овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета.

Объектом оценки предметных результатов становится способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур.

При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка достижения этих предметных результатов, ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (Приложение 1).

Виды контроля предметных результатов:

Стартовая диагностика

Цель: определение готовности обучающихся к:

- обучению в школе (1класс);

- усвоению нового материала.

Текущее оценивание

- оценивание любого успешного действия,

- фиксирование решения полноценной задачи,

- определение оценки в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

Промежуточное оценивание

Цель: отслеживание динамики в достижении планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.

Итоговое оценивание

Цель: определение готовности к обучению в следующей образовательной ступени.

Критериями оценивания остаётся традиционная 5-бальная система.

В 1 классе МП МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 « Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения »,

а во 2-4-х классах МП МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 « Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Следует разграничивать понятия оценки и отметки.

Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Что оцениваем?

Оцениваем предметные результаты.

1) Результаты ученика.

Форма оценивания – оценка (словесная характеристика) и отметки (знаки в фиксированной системе).

2) Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (диагностика на выходе).

Кто оценивает?

Оценку определяют учитель и ученик сообща. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Для адекватного оценивания обучающийся должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) :

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью

(кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Где накапливать отметки и оценки?

В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений . Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в портфолио школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки в таблицы результатов выставляются по той шкале, которая принята в образовательном учреждении (например, традиционные 5-бальные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные обучающиеся справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Когда ставить отметки?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

По каким критериям оценивать результаты учеников?

В оценивании устных и письменных работ оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непри вычной ситуации. М аксимальный уровень (не обязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за уровень НОО выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

К об уча ю щимся, испытывающим существенные трудности при обучении, рекомендуется применять щадящий режим контроля и оценивания: разделять содержание аттестации на мелкие части (вводить так называемые « дробные за четы» ) и поэтапно осуществлять процедуру контроля в ходе изучения темы.

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов н a бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя. Ему нужно перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблем детского незнания.

Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказы вать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успе ха, совет, поддержку и сотрудничество.

Читайте также: