Прочитайте высказывание а в суворова на с 162 как полководец соотносит доброе имя человека
Обновлено: 04.11.2024
Вопросы и задания к § 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия
1.Существует точка зрения, что внутренняя и внешняя политика Павла I — это целостная система мер, важность и значимость которых остались непонятыми современниками и могут быть оценены должным об разом только спустя длительное время. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Своё мнение обоснуйте.
Да, с этим можно согласиться. Во внутренней политике Павел стремился облегчить положение крепостных крестьян (ограничил барщину тремя днями) и урезать привилегии дворян (отменил положение Жалованной грамоты дворянству о том, что дворянин может не служить государству). Таким образом, были сделаны шаги к уменьшению социального неравенства в стране.
2. Сравните положение дворянства при Петре I и при Павле I. Когда дворянство имело больше прав и привилегий?
- 1701 — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.
- 1704 — Указ о вотчинах объедение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости).
- 1714 — Указ о единонаследии — предотвращение множесгвенного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.
- 1714 — Указ о правилах производства в офицеры запрещал повышать до офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии.
- 1714 — Указ о необразованных запрещал жениться детям дворян не получившим минимальных знаний.
- 1722 Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство.
Павел во всем стремился подражать своему великому предку. При нем дворяне имели еще меньше привилегий, чем при Петре.
3. Внимательно рассмотрите картину А . Бенуа «Парад при Павле I».
Ответьте на вопросы:
- 1) Какое значение придавал Павел I парадам?
- 2) Какое отношение солдат и офицеров к происходящему изобразил художник?
- 3) Почему художник изображает зимний парад? Какую идею он пытается передать?
- 4) Почем у эта картина может быть символом павловского правления?
Парадам Павел придавал большое значение. Отношение солдат и офицеров определить трудно, т. к. на картине практически невозможно разглядеть лиц участников парада, скорее всего ирония и отвращение. Павел был озабочен дисциплиной и муштрой солдат, даже зимой они должны достойно переносить все тяготы и лишения военной службы. Казарменные порядки Павел стремился распространить на все сферы жизни общества.
Павел пришел к власти после смерти Екатерины 6 ноября 1796 года. Он приехал в столицу из Гатчины, где жил последние 20 лет по собственным, полупрусским порядкам, в окружении близких ему людей, получивших прозвание «гатчинцев». И сразу же жителям столицы показалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы: император и его люди были одеты в незнакомые полупрусские мундиры, которые Павел ввел в своем гатчинском войске.
Вот как описывает павловский вахтпарад военный историк: «Все военнослужащие генералы, штаб и обер-офицеры, свободные от других должностей, собирались ежедневно к разводу, к 9-ти часам утра, который длился иногда до 12-ти. Государь весьма точно приезжал до прибытия дававшего развод баталиона и лично назначал точку правого фланга, по которому расставлялись офицеры для обозначения линии, по которой становился караул.
После того приносили знамя из Зимнего дворца, войско встречало его с отданием чести, барабанным боем и музыкой, причем император снимал сам шляпу и за ним все присутствующие. После того он обходил баталион, осматривая каждого солдата лично и обращая строгое внимание на одиночную выправку. Затем император производил ученье с несколькими эволюциями.
4. Соотнесите даты , отмеченные на ленте времени, и следующие события:
5. Прочитайте высказывание А . В. Суворова на с. 162. Как полководец соотносит доброе имя человека и его отношение к Отечеству.
Честное и победоносное служение Отечеству — альфа и омега, еще одна из важнейших установок суворовской системы. Впрочем, для представителя дворянской военной культуры XVIII века — человека с заостренной моралью — другой жизненной позиции существовать просто не могло. Суворов и этот принцип выразил предельно ясно: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию.
Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей». Поэтому полководец заботился прежде всего о нравственном здоровье войск, воспитывал подчиненные ему войска в религиозном духе, разнообразными приемами направляя их мужество к победам. Он поощрял доблестное честолюбие, развивал полезные добродетели, учил поражать противника не только оружием, но и человеколюбием, великодушием. Придавал большое внимание тому, чтобы боевые задачи решались «с малым уроном». Ненавидел и искоренял все, что бесчестит доброе имя русского воина: «бесплодное геройство», «мерзкое отступление», «проклятую оборонительность», праздность, леность, малодушие, трусость, ложь…
6. Опишите картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (с. 165), используя знание подробностей Швейцарского похода русских войск. С помощью каких художественных средств художнику удалось показать героизм русских солдат и полководческий талант Суворова?
7. Поработайте с картой (с . 163).
8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
В. Павел I — фигура неоднозначная и противоречивая, такой же была и его политика. Нельзя прямо ответить на вопрос: с одной стороны, сохраняются общие тенденции, но с другой появляются новые направления. Он не хотел менять основы жизни страны заложенной его предками, в частности крепостничество. Тем не менее, он урезал привилегии дворян и облегчил положение крепостных крестьян.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
Будучи требователен к солдатам, Суворов, однако не был мелочен и придирчив в своих требованиях. Никогда не подвергал он суду, если видел в подчиненных раскаяние,и нередко даже платил от себя деньги, растраченные или потерянные по неосторожности подчиненными.
Читайте также: