Проба на завершение фраз

Обновлено: 04.11.2024


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

3. Графическая проба. Проба направлена на исследование воз­можности усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, плавного переключения с одного элемента программы на другой, автоматизации двигательной серии. Кроме то­го, проба может дать информацию о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных функций (соблюдение строки). При выполнении выявляются также тенденция к микрографии, нейродинамические характеристики движения — темп деятельности, утом­ляемость, важные для оценки функций I блока мозга.

Инструкция: «Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки. Только фломастер отрывать от листа нельзя». Если в ходе выполнения ребенок сбивается с образца, то его внимание вновь обращается к образцу: «Посмотри на образец. Будь внимательнее». Если он отрывает руку от листа, то ему напоминают это условие, но лишь однократно.

4. Выполнение ритмов по речевой инструкции. Это одна из трех проб на ритмы, она предлагается ребенку вместе с другими про­бами на ритмы (см. ниже). Данная проба направлена на исследование способности к произвольному выполнению двигательных программ (ритмов) по речевой инструкции и отражает состояние как серийной организации, так и программирования и контроля.

Процедура проведения пробы. Проба состоит из 4-х заданий, в которых психолог предлагает ребенку отстучать серии ритмов.

5. Проба на завершение фраз.Проба направлена на исследова­ние возможности построения синтаксически правильного сложного предложения с союзами «потому что» и «хотя». С ее помощью оцени­вается серийная (синтаксическая) организация речи на уровне пред­ложения.Процедура проведения пробы. Ребенку зачитывается первая часть сложноподчиненного предложения, заканчивающаяся подчинитель­ным союзом, и предлагается придумать его конец.

Более сложный вариант пробы, который можно предложить уча­щимся 2-4 классов, предполагает вставку союзов.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют в пись­менной форме 4 предложения и предлагают вставить недостающие слова.

Текст, предъявляемый ребенку:

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это задание включает основные этапы построения связного высказыва­ния: ориентировка в ситуации и ее осмысление, построение програм­мы высказывания, лексико-грамматическое развертывание и внешнее (моторное) оречевление.

Однако при интерпретации данных о понимании смысла серии картинок нужно иметь в виду, что не менее важную роль в понимании серии играют и зрительные, и зрительно-пространственные функции правого полушария (Лурия, 1969; Кок, 1967). От них зависит не толь­ко разнообразие и точность зрительных представлений, но и органи­зация невербального опыта, формирование обобщенных схем ситуа­ций — фреймов, включая сценарные фреймы (Ахутина, 2005; Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати; McDonald, 2000; Humphries et al., 2004). Слабость функций правого полушария проявляется и в затруд­ненном поиске правильной последовательности картинок, и в особен­ностях содержания рассказа (см. ниже).

Анализ составленного ребенком рассказа направлен, прежде все­го, на выявление способности ребенка планировать текст и строить правильные синтаксические конструкции. Таким образом, проба по­зволяет оценить серийную организацию речевых действий на уровне предложения и текста. Кроме того, с помощью этой пробы можно проанализировать точность выбора слов, богатство словарного запаса.

Процедура проведения пробы. Ребенку даются четыре картинки, объединенные единым сюжетом.

Инструкция: 1. «Разложи картинки по порядку». Если картинки разложены неверно, то психолог помогает разложить их правильно, давая сначала стимулирующую помощь, а затем наводящие вопросы. После самостоятельного или совместного раскладывания картинок ребенку дают следующую инструкцию.

2. «Посмотри на картинки внимательно еще раз и составь рассказ, чтобы было понятно, что произошло». После этих слов засекается время рассказывания. Рассказ записывается дословно (желательно использование диктофона).

При необходимости ребенку задают вопросы, уточняющие пони­мание ситуации, например:

Читайте также: