Приведите любые две фразы в которых отражается авторское понимание свободы опираясь
Обновлено: 21.11.2024
Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гуманизм».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге.
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт . о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
(В. А. Лекторский)
Задание 17 № 1139Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Реалии современного общества:
— «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;
— «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами».
2) Сущность нового понимания гуманистического идеала:
— «идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров,ее ли угодно, собеседников в запрограммированном диалоге».
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) Задание 19 № 1141Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.
2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.
3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.
4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам. Могут быть приведены другие объяснения.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.2 Мировоззрение, его виды и формы Задание 20 № 1142Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)
Правильный ответ может содержать следующие предположения:
1) «Отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;
2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;
3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;
4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;
5) «отношения с нерефлексируемыми и "непрозрачными" процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.
Могут быть высказаны другие предположения.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Природное и общественное в человекеВ ответе могут быть приведены следующие фразы:
1) Приведены фразы, объясняющие авторское понимание свободы:
— «свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится. как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и "непрозрачными" процессами моей собственной психики»;
— «свобода понимается. как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;
— «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации». Могут быть приведены другие фразы текста.
2) Объяснен смысл понятия, например: гуманизм — морально-этическая позиция утверждающая высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы, способность к развитию и самосовершенствованию.
Читайте также: