Принадлежит фраза главный принцип развития

Обновлено: 04.11.2024

В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. Посмотрите на наших детей: они бледные, болезненные, уставшие, без блеска в глазах, без цели в жизни. Они без труда работают с современной техникой, блуждают по Интернету, общаются при помощи SМS, ММS,Skype, но совершенно ничего не знают о строении своего тела, о том, как формируется организм человека и какое влияние оказывают на него физические нагрузки, не могут оказать себе первую медицинскую помощь.

Современный ученик- это ребёнок с Ipad в руках, обладающий «клиповым» мышлением. Как его учить? Чему? Современный учитель должен идти в ногу со временем, а для этого необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной и практичной, быть продвинутым и компетентным в различных областях науки, культуры и искусства.

В настоящее время все чаще приходится слышать о необходимости воспитания у учащихся компетентности, комплекса общих учебных умений и навыков, которые помогут ребятам найти себя в этой жизни, не пропасть и не затеряться. Необходимо учить их быть компетентными и в вопросах физического воспитания. Так как сформированная компетентность будет означать высокую степень успешности учащегося в данном виде деятельности. И моя главная задача как учителя физической культуры- воспитание у детей осознанной потребности в занятиях физической культурой. Чтобы головную боль они лечили не таблетками, а физическими упражнениями, поднимали настроение себе не пивом и энергетическими напитками, а ритмикой, играми, чтобы общались друг с другом не в барах и игровых клубах, а в спортивном зале, на стадионе. Проанализировав работу многих учителей, собственный опыт я выбрал современные формы проведения уроков физической культуры.


  • Занятия ритмикой.

  • Применение ИП (индивидуального плана).

  • ИКТ – информационно - коммуникационные технологии.

  • Casestudy(анализ сложившейся ситуации).

  • Использование на уроках межпредметных связей будет способствовать формированию у учащихся полного и целостного представления о предмете, развитию эрудиции. Дети должны быть гармонично развитыми и мы, учителя физической культуры должны им всячески в этом помогать. Ещё древние греки старались блюсти равновесие в воспитании между физическим и духовным развитием, именуя его красивым словом «гамонойя». Про неуча говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать» тем самым выражая максимальный уровень пренебрежения к тому, кто отстаёт в физическом или интеллектуальном развитии. И для своих учеников, которые более мобильны, более информированы нам необходимо быть интересными, продвинутыми, компетентными в различных областях науки, культуры и искусства.

  • Профильное обучение.

- основы правовых знаний;

- деятельность органов внутренних дел и её правовые основы;

- практико-ориентированные занятия на базе отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований.

В результате, многие ребята поступили на юридические отделения ВУЗов, в учебные заведения МВД, МЧС.


  • Использование новых видов спорта.

  • Проведение нетрадиционных уроков физической культуры.

Применение в образовательном процессе модульной программы:

-модуль «Освоение пространства».

-модуль «Интерпретация известных спортивных и подвижных игр».

-модуль «Игры, в которые можно играть всю жизнь».

-модуль «Современные доступные системы физического воспитания» и другие.

Здесь открываются большие возможности для импровизации и творчества, как самого учителя, так и учащихся.

Каждый учитель в процессе своей работы сталкивался с проблемой: как оценить по предмету ученика, освобождённого от физической культуры. По статистике таких детей около 42%, почти половина. Существует три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная, которая делится ещё на две группы. И свой урок мы строим, исходя из принципа «не навреди»: кого-то сажаем, кому-то что-то запрещаем и т.д. А каково ребёнку это слышать и осознавать, что он не может заниматься вместе с товарищами? Использование форм и приёмов о которых говорилось выше помогут решить эту проблему. Справки от врачей- это целый ребус: «без нагрузок», «освобождён от сдачи нормативов» и т.д. А если врач укажет, например, что запрещены нагрузки, превышающие пульс 150 ударов в минуту, то учитель может подобрать посильную нагрузку в более лёгком пульсовом режиме и ребёнок не будет чувствовать себя ущербным. Нельзя ребёнку бегать и прыгать? Он может выполнять ходьбу, подготовить и провести с группой одноклассников комплекс ОРУ, выполнить метание мяча в цель, выступить в качестве судьи в игре, выполнять упражнения с предметами нетипичными для уроков физической культуры (линейки, карандаши, листы бумаги, газеты и т.д.).


  • Спортивные акции, соревнования, праздники.

  • Проведение мониторинга.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

Нравится ли Вам заниматься на уроках физической культуры?

Удовлетворены ли Вы подачей учебного материала учителем на уроках физической культуры?

Как Вы переносите нагрузку на уроках физической культуры?

Что бы Вы изменили в проведении уроков физической культуры? и т.д.
Нельзя не упомянуть и психологический аспект на уроках физической культуры. Многие дети испытывают страх, тревогу, особенно когда у них что-то не получается. В своей работе я выделил 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие:

-дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово.

-добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После такого «разбора» и пристального участия в нём негативное обычно исчезает.

-смоделировать выход из ситуации. Лучше совместно.

-регулярно использовать подвижные, спортивные игры. Они прекрасно снимают напряжение «сражений» дома и в школе.
Очень важно увлечь, заинтересовать детей с начала урока тем, что придумать уроку имя, интересное, необычное название, эпиграф, прочитать чьё- то высказывание или рассказать поучительную историю, имеющие отношение к теме урока.

Также необходимо в процессе урока заниматься воспитанием учащихся: учить их доброте, любви, нравственности, задумываться о смысле жизни, мотивировать их на овладение знаниями, на успешную дальнейшую жизнь. В этом я тоже вижу путь к повышению качества образования. Больше разговаривать с учащимися на уроках, на переменах, во внеурочное время, приводить больше положительных примеров из жизни, из литературы, самому быть примером для учащихся. Это тяжёлый труд, но делать это необходимо сейчас, иначе завтра может быть поздно.
Вывод.
Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима учащихся. Многие недостатки физического воспитания в современной российской школе обусловлены слабым использованием передовых форм и методов. Главной целью этих инноваций является развитие компетентности у учащихся, повышение заинтересованности учащихся, усиление их мотивации, обеспечение реального индивидуального подхода и возможность выбора. В этом я вижу наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей и подростков.

Читайте также: