Прием для выражения состояния лирического героя

Обновлено: 06.07.2024

1.1.2. Как в приведенном фрагменте поэмы «Цыганы» проявляется мастерство поэта в выборе эпитетов?

1.2.2. Каков лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Послушай: расскажу тебе

Я повесть о самом себе.

Давно, давно, когда Дунаю

Не угрожал еще москаль —

(Вот видишь, я припоминаю, Алеко,

Тогда боялись мы султана;

А правил Буджаком паша

С высоких башен Аккермана —

Я молод был; моя душа

В то время радостно кипела;

И ни одна в кудрях моих

Еще сединка не белела, —

Между красавиц молодых

Одна была. и долго ею,

Как солнцем, любовался я,

И наконец назвал моею.

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

Но ты, пора любви, минула

Еще быстрее: только год

Меня любила Мариула.

Однажды близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;

Цыганы те, свои шатры

Разбив близ наших у горы,

Две ночи вместе ночевали.

Они ушли на третью ночь, —

И, брося маленькую дочь,

Ушла за ними Мариула.

Я мирно спал; заря блеснула;

Проснулся я, подруги нет!

Ищу, зову — пропал и след.

Тоскуя, плакала Земфира,

И я заплакал — с этих пор

Постыли мне все девы мира;

Меж ими никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил.

Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

К чему? вольнее птицы младость;

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

Я не таков. Нет, я не споря От прав

моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

О нет! когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога Не пощадила

Я в волны моря, не бледнея,

И беззащитного б толкнул;

Внезапный ужас пробужденья

Свирепым смехом упрекнул,

И долго мне его паденья Смешон и

сладок был бы гул.

А. С. Пушкин «Цыганы»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

М. Ю. Лермонтов

Задания Д1 C1 № 212

1.1.1. Какие особенности натуры Алеко видны в его реакции на рассказ старика?

1.2.1. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье. » играет прием контраста?

1.1.1. Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В приведенном отрывке проявилась одна из характерных черт героя — эгоизм и несовместимость с окружающим миром, поэтому он противопоставляет себя старику:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

1.2.1. Контраст — резкая противоположность. Прибегая к этому приему, Лермонтов подчеркивает свою веру в поэзию при всей мучительности творческого процесса. Слово рождается из «пламя и света». Словом можно передать противоположные состояния и чувства, потому что слово всесильно:

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

1.1.2. Эпитеты служат для создания художественного образа. Эпитеты в приведенном отрывке поддерживают общий смысл поэмы. Старик, рассказывая о своей жизни, предчувствуя беду от встречи с прибившимися к ним цыганами, называет этот табор «чуждым». Эпитет «чуждый» эмоционально негативно окрашен неслучайно — он предвещает эту беду. Алеко, говоря о мщении, которым он подверг бы изменников, использует определение «свирепым смехом», подчеркивающее ненависть Алеко к обидчикам, и мы понимаем, что месть его будет беспощадной и страшной.

1.2.2. Лирический герой Лермонтова — человек, страстно и тонко чувствующий, влюблен-ный в слово, готовый служить ему, какими бы трудными не были «муки творчества». Из стихотворения мы понимаем, почему в нем побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу и раствориться в нем.

Читайте также: