Прием для выражения состояния лирического героя
Обновлено: 05.11.2024
1.1.2. Как в приведенном фрагменте поэмы «Цыганы» проявляется мастерство поэта в выборе эпитетов?
1.2.2. Каков лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Послушай: расскажу тебе
Я повесть о самом себе.
Давно, давно, когда Дунаю
Не угрожал еще москаль —
(Вот видишь, я припоминаю, Алеко,
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана —
Я молод был; моя душа
В то время радостно кипела;
И ни одна в кудрях моих
Еще сединка не белела, —
Между красавиц молодых
Одна была. и долго ею,
Как солнцем, любовался я,
И наконец назвал моею.
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те, свои шатры
Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал — с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил.
Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной
И хищникам и ей коварной
Кинжала в сердце не вонзил?
К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Я не таков. Нет, я не споря От прав
моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
О нет! когда б над бездной моря
Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога Не пощадила
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденья Смешон и
сладок был бы гул.
А. С. Пушкин «Цыганы»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Как полны их звуки
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
М. Ю. Лермонтов
Задания Д1 C1 № 2121.1.1. Какие особенности натуры Алеко видны в его реакции на рассказ старика?
1.2.1. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье. » играет прием контраста?
1.1.1. Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В приведенном отрывке проявилась одна из характерных черт героя — эгоизм и несовместимость с окружающим миром, поэтому он противопоставляет себя старику:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
1.2.1. Контраст — резкая противоположность. Прибегая к этому приему, Лермонтов подчеркивает свою веру в поэзию при всей мучительности творческого процесса. Слово рождается из «пламя и света». Словом можно передать противоположные состояния и чувства, потому что слово всесильно:
Как полны их звуки
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
1.1.2. Эпитеты служат для создания художественного образа. Эпитеты в приведенном отрывке поддерживают общий смысл поэмы. Старик, рассказывая о своей жизни, предчувствуя беду от встречи с прибившимися к ним цыганами, называет этот табор «чуждым». Эпитет «чуждый» эмоционально негативно окрашен неслучайно — он предвещает эту беду. Алеко, говоря о мщении, которым он подверг бы изменников, использует определение «свирепым смехом», подчеркивающее ненависть Алеко к обидчикам, и мы понимаем, что месть его будет беспощадной и страшной.
1.2.2. Лирический герой Лермонтова — человек, страстно и тонко чувствующий, влюблен-ный в слово, готовый служить ему, какими бы трудными не были «муки творчества». Из стихотворения мы понимаем, почему в нем побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу и раствориться в нем.
Читайте также: