При обучении построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания о

Обновлено: 21.11.2024

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речиоказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Связь речевого и интеллектуального развития детей проявляется в формировании связной, т. е. содержательной, логичной, последовательной речи. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.

При обучении развернутому высказыванию необходимо формировать у детей элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец, представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Причем последний показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

При обучении построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в связном высказывании играет интонация, поэтому умение правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

Развитие связной речи старших дошкольников предполагает интеграцию в решении речевых задач,охватывающих разные стороны речевого развития:

1. Связная речь:

- построение собственной модели изложения в процессе пересказа,

- составление рассказов и описательных загадок,

- использование разнообразных средств внутритекстовой связи.

2. Словарь - осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.

3. Грамматика – конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.

4. Звуковая культура речи – выразительное интонирование, четкая артикуляция.

Системообразующими в работе являются связи между разными видами занятий, реализация которых выступает одним из основных условий эффективности обучения.

Овладение речевыми умениями должно происходить через разные виды репродуктивной и творческой деятельностью.

В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у ребят художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дошкольники знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонационно выделяя диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному сюжету и следующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует умение развивать сюжетную линию, придумывать название в соответствии с содержанием, соединяя отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся составлять рассказы и сказки об игрушках, соблюдая композицию и выразительность изложения, давать описание и характеристики персонажей. Они составляют рассказы из собственного опыта – описательные, повествовательные и контаминированные (смешанные).

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить детей понимать тему высказывания. Строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, завершать его и давать тексту название. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – круг, разделенный на три части – зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом ребята учатся контролировать себя, прослушивая свою речь, записанную на магнитофонную ленту.

В группу внесла портрет художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова, познакомила детей с его творчеством. Вместе с детьми рассмотрели книги, оформленные Ю. А. Васнецовым.

Оформила «Уголок эмоций». Внесла в группу иллюстрации с изображением людей и сказочных персонажей с различными эмоциями, и кубик настроений.Все это закрепляли в играх: «Угадай настроение», «Страна эмоций», «Фоторобот».

Внимание детей привлекают игры-драматизации, в которых ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание, развивает моторику пальцев рук.

Игры, развивающие детскую речь, должны быть интересными, увлекательными.

Игры и игровые упражнения воспитывают языковое чутье, элементарное осознание языковой действительности.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

Игровую форму обучению может придать сюжет, задание построить рассказ в формесюжетно-ролевой игры: фотовыставка, магазин, киоск открыток, музей посуды, экскурсия по Петербургу, почтальон принес открытку (посылку) и др. В игре используются такие приемы, как вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если, распространенные высказывания, обобщение высказываний в рассказ, подсказка начала фразы (совместное рассказывание).

В результате такой работы у детей появляется возможность проявить словесное творчество, сочиняя концовки к сказкам. Воспитатель знакомит детей с основной частью сказки, а они заканчивают ее. В заключение детям читают одну или две авторские концовки к сказке. В следующий раз, напомнив начало сказки, воспитатель заслушивает новые варианты ее завершения и читает третью авторскую концовку.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание, раздевание, застегивание, расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Поскольку многие дети лучше воспринимают зрительный образ, оформила альбом «Пальчиковые игры», где стихи сопровождаются пояснительными рисунками-схемами.

Работая над этой темой, я поняла, что моя работа может принести пользу только в том случае, если она продолжается в семье. Родителям была предложена папка – передвижка с постепенно-меняющимися материалами.

Для родителей провела консультации: «Что за прелесть эти сказки», «Читайте вместе с нами», «Повторяйте вместе с нами», «Загадки – гимнастика для ума».

Проводила короткие беседы с родителями, где объясняла, какую огромную пользу приносит чтение книг для детей, общение со своими детьми, так как родители – главные воспитатели детей в любом возрасте.

По-моему совету, родители стали чаще общаться со своими детьми, посещать музеи и театры, цирк, зоопарк. Проводимая в системе работа дала ощутимые результаты. Дети стали боле эмоционально читать стихи, применять свои знания в различных ситуациях.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Читайте также: