При фонематической дислексии ребенок допускает следующие ошибки при прочтении фразы
Обновлено: 04.11.2024
Нарушения устной речи возникают у многих детей дошкольного возраста. Это и искаженное произношение одного, группы звуков, и серьезные проблемы с грамматикой, лексикой, фонематикой. У школьников также могут возникать сложности с освоением учебной программы.
Содержание СвернутьФонематическая дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) — памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность — ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.
Общая информация
Вопросами нарушения письменной речи занимается логопедия. В ней принято выделять алексию – полную неспособность овладеть чтением, дислексию – ученик способен частично овладеть процессом.
Выделяют разные классификации дислексии. Р. Беккер в ее основе выделял степень проявления. При литеральной появляются сложности с освоением букв, при вербальной тяжело осваивать слова. Он выделял разные виды нарушения чтения.
В логопедии распространение получила классификация, разработанная Хватцевым. Он выделял семантическую, мнестическую, фонематическую, оптико-пространственную, оптическую дислексии.
В Европе проводили исследования. Согласно им, среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. Беккер отмечала, что в школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.
Говорить о проблемах с чтением или письмом можно только в школьном возрасте, у дошкольников могут быть предпосылки для их появления.
Лалаева тоже проводила аналогичные исследования. Согласно им, в коррекционном образовании доля таких детей — 62% от всех учеников начального звена. В учреждениях для лиц с задержкой психического развития — 50%. Проблема распространена больше у мальчиков, чем у девочек.
Почему возникает
Среди специалистов нет единого мнения о том, как формируются нарушения письменной речи. Одна группа выделяет наследственную предрасположенность. У близнецов смогли обнаружить факторы риска:
- задержку речевого развития;
- левшество;
- неврологические болезни.
Рейнхольд указывал, что в основе подобного нарушения незрелость определенных зон коры мозга. Это проявляется в задержке развития речевых функций.
Специалисты сходятся в том, что влияние оказывает сочетание факторов. Длительные соматические болезни, поражения мозга (менингит, энцефалит, травмы) могут приводить к проблемам. У взрослых дислексия бывает после инсульта, черепно-мозговых травм.
К социальным факторам относят билингвизм, дефекты речи у взрослых, дефицит контакта. В неблагополучной среде не происходит формирование ВПФ.
Механизм формирования дислексии включает генетические, биологические, социальные факторы. Чаще всего причиной нарушения становятся минимальные мозговые дисфункции. У детей сохранный интеллект, отмечаются небольшие сложности с ВПФ. В отличие от нарушений устной речи, дислексия иногда появляется на фоне снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата.
Дислексия у школьников с нормальным уровнем интеллекта имеет характерные особенности:
- неравномерность или отставание физического развития;
- необычная структура интеллекта;
- нарушение последовательности восприятия информации, сложности с восприятием цельного образа.
Проявляться дислексия может разными симптомами. Логопеды проводят диагностику учащихся, выделяют группу риска, детально обследуют процессы чтения, письма.
Признаки
Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.
При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.
Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».
Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.
Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.
Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.
Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.
Диагностика
Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.
Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.
Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.
Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.
Изучают способность читать отдельные буквы, слоги, слова. Оценивается скорость и способность понимать прочитанное.
По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.
Направления работы
Для преодоления проблемы специалисты используют разные способы коррекции. Оптимальное количество занятий в неделю — 4 урока. Проводится работа над развитием фонематического восприятия. Ученика учат различать оппозиционные звуки на слух, после закрепляют этот навык на письме, чтении.
Уточняется разница в произношении звуков, акцентируется внимание на ощущениях от артикуляции. Если есть дефекты в устной речи, то их устраняют. В случае сохранности всех звуков, отрабатывают утрированную артикуляцию.
Проводится работа над формированием навыка анализа и синтеза. Дети должны уметь выделять звук, слог, составлять схему предложения. В качестве отработки навыка предлагаются задания с дописыванием букв, слогов.
Логопед помогает развивать словарный запас, учит образовывать новые слова, применять их в речи. Тренируется навык устной и письменной связной речи.
Дислексия в чистом виде бывает редко, чаще всего она связана с нарушением письма. Поэтому работа ведется как над чтением, так и над письмом.
Устранение дислексии требует 2-3 года регулярных занятий. Родителям нужно постоянно тренировать ребенка, помогать ему, выполнять задания логопеда. Иногда может потребоваться помощь психолога, который будет развивать ВПФ.
Особенности работы
Для реализации каждого направления коррекционной работы используют определенные задания. Логопед фиксирует, какие звуки путает школьник, начиная реализовывать первый этап процесса.
На нем последовательно уточняется произношение звука. Для лучшего усвоения образа используют зрительный, тактильный анализатор. Букву складывают из фасоли, пластилина, палочек, чертят ее на песке.
Для облегчения выделения позиции звука используют схемы в виде птички. Нарисованная птица, расчерченная на три части вертикальными полосами: голова − начало слова, туловище середина, хвост конец.
Второй этап — это разделение на слух двух схожих звуков. Для этого акцентируют внимание на навыках слухового контроля.
Для выработки чуткости зрительного анализатора предлагают «зашумленные картинки». На них нарисованы буквы, предметы, силуэты и они сверху покрыты большим количеством штрихов. Школьнику нужно выделить, назвать все, что изображено.
Школьнику предлагается сюжетная картинка, по которой он придумывает предложения, подсчитывает количество слов. Усложненное задание — дается схема, к которой нужно подобрать подходящее предложение.
В домашних условиях можно заниматься по готовым рабочим тетрадям. Хорошее пособие есть под авторством Оглобиной. Хороший комплект у Мазановой.
Профилактические мероприятия
Необходимо развивать устную речь, стимулировать речевой слух и другие ВПФ. В возрасте 6-7 лет начинают подготовку к обучению чтению и письму.
Нельзя торопиться с освоением новых знаний. Нервная система формируется в определенном темпе. Как только зоны коры закончат развитие, ребенок легко освоит навык. При появлении тревожных симптомов, возникновении сложностей в обучении необходимо сразу обратиться за консультацией к логопеду.
Читайте также: