Предложение как минимальное речевое высказывание

Обновлено: 21.11.2024

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания ( Чтение и анализ сочинений.)

III . Актуализация знаний

— Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

— Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

— Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

— Расскажите соответствующее правило.

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.

IV . Самоопределение к деятельности

— Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите

— Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предложений.)

V . Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 13).

— Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхищение, восторг, мы любовались картинами природы.)

— Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить? (Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.)

— Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются небосвод, звёзды?

— Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите. (Предложение — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.)

— Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каждом предложении? Назовите в каждом предложении главные члены.

— Найдите слова, произношение которых расходится с написанием. Объясните их написание.

— Как выделяются границы предложения на письме? Прочитайте предложения выразительно.

— Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI . Физкультминутка

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 13).

— Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них нарушен порядок, слова не связаны между собой.)

— Составьте из каждой группы слов предложения.

— Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.)

— Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложении? (Служат для связи слов в предложении.)

— Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все предложения объединены общей темой «Осень».)

— Составьте ещё два-три предложения на эту тему.

— Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.) ( Запись предложений с комментированием.)

Упр. 14 (с. 14).

— Почему оно вызывает улыбку?

- Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью интонации.)

— Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.

— Запишите текст стихотворения строфой, обозначая границы предложений.

Дополнительное задание : выучить стихотворение и рассказать его у доски.

VIII . Рефлексия

— Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг. ( Проверка.)

Читайте также: