Право это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства

Обновлено: 04.11.2024

Чужой компьютер

Просмотр темы 4

11. ЛИБЕРТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА

Тимур Овезов

Либертарная теория права соединяет содержательные характеристики права и его формальность.
Право – это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Исходные фактические различия между людьми предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах. Признание различных индивидов формально равными – это признание их равной правоспособности, абстрактная свободная возможность приобрести свое индивидуально-определенное право на данный объект. Право – равная для всех мера справедливости. Равенство может быть только формальным (по одному признаку, все остальные признаются несущественными). И этим признаком является свобода воли. Право абстрагируется от индивидуальных различий, присущих людям. Право относится к людям как к исполнителям социальных ролей. Как только они впадают в состояние межличностных отношений, право перестает регулировать. Иногда есть исключения (билеты по разной цене для иностранцев и граждан), но это неправильно. Гражданин как человек равен Президенту как человеку. Право устанавливает пределы и ограниченность общественных отношений, которые им регулируются.
Максимальная мера свободы человека ограничивается свободой другого человека. Минимальная – определяется полномочиями, предоставленными государством для защиты свободы. Другие социальные роли должны игнорироваться для соблюдения формального равенства.
Право невозможно вне позитивного права. Поэтому в рамках государства необходимо предусмотреть процедуру, проверяющую общеобязательные нормы на их соответствие праву.
Свобода – объективная ценность, и ее общеобязательность проистекает именно из содержания, соответственно, общеобязательность права также проистекает оттуда же, а не должно обеспечиваться государством. Межличностные отношения не должны и не могут регулироваться правом.
Свобода – это неотъемлемое качество человека, так как он – живое, разумное существо, так как он действует по своей воле и усмотрению, а это и есть свобода. Все люди признаются равными в своей свободе. Свобода объективно может служить основанием для уравнивания, так как ее качество обосновывается формальным основанием. Этот порядок ставит всех членов общества в равные условия.
Специфика правовой формальности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их равная, одинаковая подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы. Дозволения и запреты права как раз и представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы.

Нравится Показать список оценивших

Тимур Овезов

Нравится Показать список оценивших

Тимур Холдоров

Либертарная теория права соединяет содержательные характеристики права и его формальность.
Право - это содержательная формальность.
Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью.
Справедливость связывается с равновыгодностью.
В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права.
Формальное равенство - это уравнивание людей по какому-либо основанию.
Вся система фактических отношений формализуется и описывается через качества, которые принимаются за основание. Все остальные качества признаются неестественными.
Право формализует всю социальную действительность через некоторые основания - проблема в определении этих оснований.
Свобода - это неотъемлемое качество человека, так как он - живое, разумное существо, так как он действует по своей воле и усмотрению, а это и есть свобода.
Все люди признаются равными в своей свободе.
Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов.
Свобода объективно может служить основанием для уравнивания, так как ее качество обосновывается формальным основанием.
Этот порядок ставит всех членов общества в равные условия.
Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости, которые объясняют друг друга через самих себя.
Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит из формально-равной свободы каждого члена общества.
В этой связи возникает проблема соотношения формального и фактического равенства.
Равенство отрицает свободу, если мы за критерий уравнивания возьмем не свободу, а что-то другое.
Фактическое равенство предполагает учет изначально присущих людям характеристик.
Но по сути мы приходим не к фактическому равенству, а к фактическому неравенству.
«От каждого - по способностям, каждому - по потребностям» -- принцип, основанный на неравенстве.
Проблема соотношения формального равенства и уравниловки.
Уравниловка - это процедура предоставления льгот. По сути, любое равенство может стать формальным равенством при его формализации.
Социальный порядок, который исходит из указанного триединства, объективно по своему содержанию носит всеобщий характер, он должен поддерживаться принудительной властью.
Всеобщность носит содержательный характер.
Принцип формального равенства применяется в отношениях между физическими лицами.
Право упорядочивает отношения между людьми как носителями социальных ролей. Любой человек должен находиться в равном положении с людьми, которые находятся в одной социальной среде.
Гражданин как человек равен Президенту как человеку.
Право устанавливает пределы и ограниченность общественных отношений, которые им регулируются.
Еще Ключевский говорил, что свобода - это одно из оснований общества.
Либертарная теория права вырабатывает свои ценности, которые содержательны и отличны от моральных.
Эта теория преодолевает дуализм естественного и позитивного права.
Право - это реально существующий в обществе порядок, которому присущи определенные качества.
Генезис права рассматривается социально-исторически. Право выводится из развития человеческой социальности.
Возможность социального бытия человека обеспечивается возможностью частной собственности, но эта свобода не абсолютна.
Человек получает возможные альтернативы поведения и определенную степень свободы. В связи с этим возникает проблема согласования различных социальных интересов, которые формируются в обществе.
В обществах, где процесс эмансипации человека от общества шел быстро, свобода признается базовой ценностью, а социальный порядок обеспечивается правовым порядком.
Свобода и право - это некоторая привилегия. По мере развития общества все люди должны получить равную по объему свободу.
Свободный рынок вырабатывает способ эквивалентсности поведения. Чтобы правовой порядок утвердился в обществе, необходима частная собственность и свободные товарно-денежные отношения.

Нравится Показать список оценивших

Тимур Холдоров

Оболонский утверждал, что персонацентристские цивилизации развиваются более устойчиво.
В этом случае возникновение права объясняется исторически.
С точки зрения генезиса и онтологии права важной становится проблема изучения права на уровне явления - феноменология права.
Право как явление подчиняется тем же закономерностям, что и любое другое явления социальной действительности.
С точки зрения содержания право - это правовая норма и субъективное право человека как его притязание не некоторую свободу.
Субъективное право первично, а норма вырабатывается как форма его признания.
Правовая норма - это абстракция субъективных прав.
Реализация правовой нормы представляет собой вторичные субъективные права.
Право объективируется в трех формах:
В форме юридического текста,
В форме правоотношения,
В форме правосознания.
Первичными формами возникновения права являются правосознание и правоотношение.

Читайте также: